Аннотации работ, опубликованных в «Уральском психоаналитическом вестнике» №1

(Издательство Уральского университета 2002 г).

В. Н. Шлыков Групповая супервизия в психоанализе: теория и техника
И. С. Зимина О некоторых нарушениях взаимосвязи Эроса и Танатоса у детей дошкольного возраста
Р. А. Кононов Часовой. Комментарии к системным процессам
Я. И. Коряков Структуры нементализованного опыта
В. Н. Шлыков Неосознаваемые аспекты контрпереноса
Я. И. Коряков Развитие эго в описании Стенли Гринспана
П. Фонда Некоторые соображения относительно двух сессий в неделю
Р. А. Кононов Концепция «выбора/псевдовыбора» и ее перспективы в аналитической психологии К.Г. Юнга
Е. В. Кузнецов Переработка населением страны психологической травмы, полученной при аварии АПЛ «Курск»
С. М. Зубарев Со-сущее

В. Н. Шлыков Групповая супервизия в психоанализе: теория и техника
Аналитически работать с клиентом и не иметь супервизорского сопровождения — очень опрометчиво. Каждый психоаналитически ориентированный специалист однажды сталкивается с необходимостью обращения за супервизорской помощью. Если он этого не делает, он теряет либо клиента, либо здоровье, либо профессию. Или все вместе. Понимание этого заставляет искать и исследовать возможные формы такой помощи. В этом смысле, особое место занимает групповая форма супервизии, которая, по сравнению с индивидуальной, предоставляет некоторые дополнительные возможности. Например, обеспечивая супервизируемому более наглядный доступ к скрытым или проблемным фрагментам аналитических отношений. Существует довольно много различных моделей организации групповой супервизорской работы. Владимир Николаевич предлагает свой вариант, хорошо зарекомендовавший себя на практике.

И. С. Зимина О некоторых нарушениях взаимосвязи Эроса и Танатоса у детей дошкольного возраста
Те, кто работают с детьми, знают, насколько важно понимать природу и источник детской агрессии. Без ясного ответа на этот вопрос невозможно рассчитывать на успех в психотерапевтической работе. Вот только ответов этих может быть несколько. В данной работе Ирина Сергеевна предлагает свой вариант, основанный на структурно-динамической модели Зигмунда Фрейда, анализируя последствия нарушений взаимосвязи между первичными движущими силами человеческой психики. Процесс ассимиляции агрессивных влечений имеет свои закономерности, которые особенно отчетливо видны в работе с детьми. В этом отношении, текст содержит интересный пример, иллюстрирующий подобную динамику.

Р. А. Кононов Часовой. Комментарии к системным процессам
Эта работа написана по следам доклада «Архетип Часового в системной динамике», который был прочитан на очередном заседании «Аналитических сред» 28 апреля 1998 года. С тех пор прошло довольно много времени, однако основные тезисы доклада не утратили своей актуальности. Более того, предложенная система взглядов хорошо зарекомендовала себя на практике не только в качестве диагностического инструмента, но также и удобной интерпретационной модели. Помимо «Часового», Роман Алексеевич подготовил и другие сообщения, объединенные в цикле т.н. «системных архетипов». Мы надеемся в следующем сборнике представить Вашему вниманию других «персонажей» этого цикла.

Я. И. Коряков Структуры нементализованного опыта
Опубликованный текст — лишь незначительно «причесанная» оригинальная версия доклада, сделанного в феврале 1997 года на одном из традиционных заседаний «Аналитических сред», восстановленная на основе видеозаписи и сохранившая, ввиду этого, несколько неформальный разговорный стиль изложения. С тех пор предложенная гипотеза обсуждалась в международных психоаналитических Интернет-форумах и на конференции Профессиональной психотерапевтической Лиги. Она была опубликована в психологическом сборнике Уральского госуниверситета 1999 года и на интернет-сайте Ярослава Игоревича, но этот первоначальный вариант, как нам кажется, отнюдь не потерял актуальности.

В. Н. Шлыков Неосознаваемые аспекты контрпереноса
Эта работа написана по следам серии докладов, прочитанных автором на «Аналитических средах» в течение весны 2000 года. Для современного психоанализа контрперенос — это один из важнейших инструментов доступа к психической динамике клиента. Однако этот инструмент имеет субъективную природу, а умение им пользоваться в терапевтических целях зависит от того, насколько аналитик способен распознавать и упорядочивать собственные психические содержания. В данной статье Владимир Николаевич представляет понятийный аппарат, позволяющий решать эту задачу. Материал совсем не прост для понимания, однако терпеливый и внимательный читатель найдет в нем для себя много интересного и полезного с практической точки зрения.

Я. И. Коряков Развитие эго в описании Стенли Гринспана
Данная работа представляет собой обзор одной из наиболее интересных, теорий раннего развития личности, нашедшей широкое применение я современной зарубежной психологии, но практически не представленной в отечественной литературе. Ярослав Игоревич убежден в значимости предлагаемой модели, поскольку точка зрения Стенли Гринспана позволяет интегрировать разные подходы к проблемам развития личности. В том числе и опирающиеся на недавние эмпирические исследования и богатую теоретическую базу психодинамической психологии. Данный обзор заполняет собой некоторые «концептуальные пустоты», и поэтому, несомненно, будет интересен для читателя.

П. Фонда Некоторые соображения относительно двух сессий в неделю
Паоло Фонда — член IPA, председатель Восточно-Европейского комитета Европейской психоаналитической федерации. В декабре 2001 он посетил Екатеринбург. В данной статье Паоло сравнивает психоанализ и психоаналитически ориентированную психотерапию, показывая, как количественные отличия в сеттинге приводят к качественным изменениям в аналитически отношениях. Речь, прежде всего, идет о разнице в частоте сессий. Тема эта является весьма актуальной для нашей психоаналитической практики, потому что далеко не всегда наши клиенты, да и мы сами, можем позволить себе четыре-пять сессий в неделю. Конечно, первое, что приходит в голову в связи с меньшей частотой встреч — вполне объяснимое ограничение на регрессию в анализе. Однако, как считает автор, это далеко не единственное следствие упомянутых выше модификаций сеттинга.

Р. А. Кононов Концепция «выбора/псевдовыбора» и ее перспективы в аналитической психологии К.Г. Юнга
В психоанализе или аналитической психологии очень редко пользуются термином «выбор». Такая непопулярность является естественным следствием интереса к сфере бессознательного. В этом смысле, принятое решение, по большому счету, оказывается уступкой Эго доминирующему бессознательному содержанию. Поэтому более важным оказывается исследование бессознательных. предпосылок и мотивов выбора, но вовсе не процессы, протекающие в сознании и момент выбора. Вместе с тем, именно в акте выбора сознательное Эго может полноценно проявить себя. Первоначально эта работа существовала в виде тематического сообщения на семинаре «Психология выбора». Сам семинар проходил в сентябре 1999 года на базе кафедры психологии ИРРО. Спустя два года Роман Алексеевич вернулся к этой теме, изменив некоторые фрагменты текста.

Е. В. Кузнецов Переработка населением страны психологической травмы, полученной при аварии АПЛ «Курск»
Подход Ллойда Демоза к анализу бессознательных фантазий больших групп является достаточно эффективным инструментом, позволяющим не только успешно реконструировать источник значимых социальных событий, по и прогнозировать развитие той или иной тенденции в динамике общественных отношений. В нашей стране о «психоистории» известно относительно недавно, и серьезный опыт в применении этого подхода пока не накоплен. Однако, учитывая его перспективность, можно предположить, что эти затруднения носят временный характер. В данной работе Евгений Васильевич использует аналитический аппарат «психоистории» для исследования макрогрупповых процессов, связанных с одним из наиболее психологически тяжелых событий последнего времени. Катастрофа «Курска» запустила сильнейшие фантазийные реверберации, которые не затихли до сих пор.

С. М. Зубарев Со-сущее
Сергей Михайлович всегда с большим интересом относился к глубинной психологии вообще, и к психоанализу в частности. Возможно потому, что его собственное мировоззрение построено на тех же самых категориях. С другой стороны, все его доклады на Аналитических средах были проникнуты каким-то особенным своеобразием, позволяющим видеть вполне привычные вещи в совершенно неожиданном свете. Данная статья построена, скорее, на психоисторической модели. Автор исследует два традиционных типа экономики — распределительную и рыночную в свете метафоры «питания-кормления». Рассматривается связь между феноменам денег и способами организации психической реальности в процессе взросления.