1 курс

Семинар: 19.05.18 по работе Р. Гринсона «Практика и техника психоанализа» (Четенова Е.В.)

  1. История развития психоаналитической терапии.

1.1.Определение. Цель. Отличие от других методик.

1.2. Теоретические основы техники.

1.2.1. Невротический конфликт. Как ЭГО справляется с опасными побуждениями ИД?  Что собой представляет симптом?

1.2.2. Существующие точки зрения на психическое событие.

1.2.3. Как психоанализ способствует разрешению невротического конфликта?

1.3. Компоненты классической психоаналитической техники.

1.3.1. Виды продуцирования материала.

1.3.2. Техники, используемые для достижения понимания и инсайта.

1.3.3. В чем проявляется рабочий альянс? Для чего он нужен?

1.3.4. Показания для психоаналитической терапии.

  1. Сопротивление.

2.1.Определение. Как проявляется в анализе?

2.2. Сравнительный анализ: сопротивление и защита, сопротивление и регрессия.

2.3. Классификация сопротивлений.

2.4. Техника анализирования сопротивлений.

2.4.1. Расстановка сил у клиента в ситуации лечения: содействующие и противодействующие.

2.4.2. В чем заключается работа аналитика. Какие цели он при этом преследует? Каким образом эти цели достигаются?

2.4.3. Распознавание сопротивления. С чем борется клиент и каким образом он это делает?

2.4.4. Когда следует применять конфронтацию?

2.4.5. Что входит в прояснение  сопротивления?  Что входит в мотив и форму сопротивления?

2.4.6. Последовательность, которую необходимо соблюдать при интерпретации сопротивления.

2.4.7. Выводы: основные процедуры в анализе.

2.5. Проблемы, которые могут возникнуть при анализировании сопротивления.

2.5.1. Как следует информировать клиента о сопротивлении?

2.5.2. Сложносоставные сопротивления

2.5.3. Как следует поступать, если у клиента есть секрет? Что нельзя делать?

2.5.4. К чему может привести анализ содержания без анализа сопротивления?

2.5.5. Что делает интерпретацию или конфронтацию эффективными?

2.5.6. Как следует поступать в случае потери функций ЭГО у клиента?

2.6. Наиболее важные сопротивления.

  1. Перенос.

3.1.Определение.

3.2. Признаки, позволяющие обнаружить наличие переноса.

3.3. С чем связана стойкость и ригидность переноса?

3.4. Как З. Фрейд обращался с переносом?

3.3. Происхождение и природа реакций переноса.

3.3.1. Какие элементы должны присутствовать, чтобы обозначить некое психическое явление переносом?

3.3.2. Отличие реакций переноса у невротиков и психотиков.

3.3.3. Что происходит с функциями ЭГО при переносе?

3.3.4. Взаимосвязь: перенос и повторение, перенос и регрессия.

 

3 курс

Семинар: 24.05.18 по работе Р.Столороу, Б.Брандшафт, Д.Атвуд «Клинический психоанализ, интерсубъективны подход» (Четенова Е,В.)

  1. Как возник интерсубъективный подход. Что подразумевается под интерсубъективностью?
  2. Что является фокусом исследования в интерсубъективном подходе?
  3. Основные положения интерсубъективного подхода к психоанализу.
  4. Что попадает в границы психоаналитического исследования при интерсубъективном подходе?
  5. Опорные принципы.
  6. Центральные мотивационные структуры, которые мобилизуются в ходе аналитического процесса.
  7. Интерпретативная активность аналитика.
  8. Наиболее важные аспекты анализа переноса и сопротивления.
  9. Связь интерсубъективного подхода к психоанализу с Я-психологией Кохута. Отличия.
  10. Динамика представлений о переносе.
  11. Концепция переноса как организующей активности. Множественность функций переноса.
  12. Влияние аналитика на перенос. В чем заключается разрешение переноса?
  13. Движение от симбиоза к автономии. Удачи и неудачи в развитии как следствие динамики Я-объектных отношений. Влияние аналитика на самоощущение пациента.
  14. Условия, необходимые для развития индивидуальной самости.
  15. Функции и роль Я-объекта в эмоциональном развитии и структурализации самоощущения ребенка.
  16. В чем заключается процесс интеграции аффективно противоречивых переживаний?
  17. Структура внутреннего конфликта. Формирование чувства вины.
  18. Биполярная концепция переноса. Факторы, необходимые для достижения исцеления.
  19. Интерсубъективный подход в лечении пограничных состояний.
    • 1. Фрагментарность с точки зрения интерсубъективного подхода.
    • 2. Концепция проективной идентификации.
    • 3. Источник агрессивных реакций.
    • 4. Интерсубъективный контекст пограничной симптоматики.
  20. Лечение психотических состояний.

20.1. Концепция психотических состояний.

20.2. Переживания преследования в переносе.

20.3. Построение терапевтических отношений как  реальных, надежных и достоверных – основа сохранения и укрепления субъективной реальности пациента.

1 курс
Семинар: 21.04.18 
по работе З.Фрейда»Из истории одного инфантильного невроза» (Четенова Е.В.)

  1. «Человек-Волк» и Сергей Панкеев — биография пациента и история его болезни.
  2. Понятие инфантильного невроза. Полоролевая идентификация как отказ и как протест.
  3. Сновидение о белых волках: соотношение интерпретаций пациента и аналитика. «Первичная сцена» и детская сказка.
  4. Анальная фаза как исток и тайна инфантильной невротичности. Анальные фиксации и навязчивая ритуальность социального поведения. Анальная эротика и кастрационный комплекс.
  5. Филогенетические схемы в онтогенезе психики — соотношение реальности и фантазии. Формы подключения филогенетических прафантазий и базовые варианты их отыгрывания ребенком. Религия и сексуальность.
  6. Психоанализ и аналитическая психология у кушетки Сергея Панкеева («война белого медведя и кита»). З. Фрейд о технике работы с унаследованным и приобретенным психическим материалом.

 

3 курс
Семинар: 
15.03.15 по работе О.Кернберга «Тяжелые личностные расстройства» (Потемкина Е.А.)

  1. Клинические проявления нарциссического расстройства личности.
  2. Структурные характеристики нарциссического расстройства личности.
  3. Динамические характеристики нарциссического расстройства личности.
  4. Терапия нарциссического расстройства личности : стратегия и техники в зависимости от тяжести расстройства.

3 курс

Семинар: 10.03.18 по работе  «КЛИНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем »
Д. Лихтенберг, Ф. Лачманн, Д.Фосседж (Князева А.В.)

Обязательно к прочтению: Введение, главы 4, 5, 6 и 9.

Остальной текст – факультативно.

  1. От Х. Кохута к концепции 5 мотивационных систем.
  2. 10 технических принципов. Какова цель терапевтической коммуникации?
  3. Аффективное переживание как основа клинического взаимодействия.
    Дискретные аффекты, настроения, аффективные состояния. Пары аффектов. Динамика смены аффекта. Трудности работы при возникновении у клиента аффективного состояния.
  4. Аффективные переживания, характерные для каждой из 5 мотивационных систем.
  5. Особенности изменения аффективных переживаний в диаде.

Две крайности: вступление в ролевое взаимодействие и эмоциональное обеднение контакта.

  1. Переносы.

2 типа ожиданий у клиента в терапевтической ситуации. Перенос как организация опыта.

Ошибка «Экстра»-переноса. Self-объектные переживания в каждой из 5 мотивационных систем. Признаки и роль контр-переноса, способы обращения аналитика с собственными реакциями.

  1. Проблема терапевтической эффективности и способы терапевтического воздействия.
    Три процесса развития: самокоррекция, взаимное расширяющееся понимание, перестройка схем символической репрезентации.

ФАКУЛЬТАТИВНО:

  1. Сновидения.
    Критика классического подхода. Сновидение как рассказ. Функции сновидения. Развитие, сохранение и восстановление самости в сновидении. Последовательность работы со сновидениями. Вариативность значимости сновидений.
  2. Эротизированный перенос.
    Симпатия и нежная привязанность. Терапия последствий сексуального совращения. Критика терапевтических стратегий отреагирования. Терапевтическая фокусировка на клиенте, как целостной личности.

2 курс

Семинар: 27.01.18 по курсу «ПА диагностика» Психотический уровень организации личности (Кулик А.Б.)

1. Понятие уровня организации личности.
2. Исторический контекст.
3. Диагнозы Крепелина : неврозы и психозы.
4.Диагностические критерии Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз.
5.Диагноз с точки зрения объектных отношений.
6. Специфические измерения спектра » невротик-пограничник-психотик».
7.Характеристика структуры личности невротического уровня.
8.Характеристика структуры личности психотического уровня.
9.Характеристики структуры личности пограничного уровня.
10.Клиническое приложение уровней развития организации личности.
11. Психоаналитическая психотерапия с пациентами психотического уровня.

Литература:
Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс (стр.63-128) , Москва , Независимая фирма» Класс» , 2003.
Психоанализ учебник под редакцией М.М. Решетникова ( стр.205 — 215), Моксва*Юрайт*2016.
Современный психоанализ шизофренического пациента Хайман Спотниц ( стр. 15-64). Санкт- Петербург, ВЕИП, 2004.
Тяжелые личностные расстройства Отто Кернбег ( стр.13—72)

3 курс

Семинар: 25.01.18 по работе Х.Кохута «Анализ Самости» (Потемкина Е.А.)

Зеркальный перенос

главы 5, 6, 7, 11, 12, стр. 26 (диаграмма 1), стр. 116 (диаграмма 2).

  1. Стадии развития и регрессии в области грандиозной самости. Типичные регрессивные колебания, возникающие в процессе анализа нарциссических личностей.
  2. Вертикальное и горизонтальное расщепление.
  3. Субъективное переживание связности и фрагментации самости. Защитные действия, направленные на предотвращение фрагментации.
  4. Три формы реактивации в переносе грандиозной самости: слияние, близнецовый перенос, зеркальный перенос в узком значении термина. Клинические проявления, потребности пациента, контрперенос аналитика. Отличие ожиданий и реакций пациента при реактивации архаической самости от нормальной стадии развития грандиозной самости.
  5. Терапевтические выгоды от установления нарциссического переноса.
  6. Цель анализа нарциссического переноса грандиозной самости, функции аналитика.
  7. Эмоциональные реакции аналитика на разные виды зеркального переноса.
  8. Проблема активности терапевта при анализе зеркального переноса.

3 курс

Семинар: 27.01.18 по работе М.Малер  «Психологическое рождение человеческого младенца» (Четенова Е.В.)

  1. Биологическое и психологическое рождение человека. Что подразумевается под психологическим рождением?
  2. Определение сепарации -индивидуации. Период разворачивания. Что понимается под процессом сепарации -индивидуации? Какой период является предшествующим?
  3. Определение сепарации, индивидуации, идентичности.
  4. В чем проявляются адаптационные способности младенца? Адаптация у детей с аутистическими защитами и детей с симбиотической организацией.
  5. Тревоги, характерные для симбиотической фазы и фазы сепарации –индивидуации.
  6. Условия, необходимые для развития и поддержания «чувства идентичности». Последствия тяжелых нарушений чувства идентичности.
  7. Какие методы использованы в исследованиях, представленных в работе «Психологическое рождение человеческого младенца»?
  8. Характеристики и задачи фазы  нормального аутизма.
  9. Характеристики  фазы  нормального симбиоза. Важность совпадения  паттернов разрядки и взаимодействия  матери и ребенка. Симбиотические организаторы психологического рождения.
  10. Первая фаза сепарации –индивидуации. Признаки субфазы дифференциации и формирования образа тела. Что представляет  собой процесс «вылупления»?
  11. Какие паттерны наблюдаются у младенца в субфазе соматопсихической дифференциации? К каким последствиям приводят нарушения в симбиотическом процессе? Оптимальная ситуация развития.
  12. Период субфазы практикования. Характерные линии развития. Условия, способствующие оптимальному функционированию ребенка на субфазе практикования. Варианты отклонений, возникающие в результате недостатка эмпатии со стороны матери.
  13. Эмоциональные и психофизиологические характеристики ребенка в субфазе практикования. Влияние материнской фигуры на развитие автономных эго-функций.
  14. Субфаза воссоединения. Эмоциональна жизнь ребенка, характерная  для периода воссоединения. Тревоги, сопровождающие развитие на этом этапе.
  15. Противоречия, свойственные субфазе воссоединения. Кризис воссоединения. Оптимальное отношение матери к ребенку в период воссоединения. Последствия материнской недоступности. Роль отца.
  16. Механизмы расщепления и переходные феномены на стадии кризиса воссоединения.
  17. Достижения ребенка на стадии разрешения кризиса воссоединения.
  18. Задачи субфазы консолидации индивидуальности и формирование эмоциональной константности объекта. Основные детерминанты, способствующие эмоциональной константности объекта.
  19. Какие характеристики определяют психическое здоровье (или патологию)? Последствия ранней травматизации.
  20. Как меняются сепарационные реакции и общий эмоциональный фон в ходе субфаз? Связь общего эмоционального фона с гендерной идентичностью.
  21. Как формируются Я-репрезентации из Я-объектных репрезентаций? Этапы формирования границ Я и идентичности.
  22. Предшественники ранних детских неврозов. Связь между кризисом воссоединения и ранним детским неврозом.

2 курс

Семинар  21.12.17 по курсу «Психоаналитическая диагностика» (Потемкина Е.А.)

Тема: Невротический уровень функционирования.

  1. Клинические и структурные характеристики невротического уровня функционирования.
  2. Особенности терапии с пациентами невротического уровня: психоанализ, краткосрочная психодинамическая терапия, другие виды терапии.
  3. Особенности работы с сопротивлением, техника анализа защит.
  4. Особенности переноса и контрпереноса, интерпретация переноса.

Литература:

  1. Н. Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. Гл. 3. Уровни развития личностной организации. Гл. 4. Терапия с пациентами невротического уровня.
  2. Н. Мак-Вильямс. Формулирование психоаналитического случая. Гл. 5. Оценка защит.
  3. В. Волкан. Расширение психоаналитической техники. ВЕИП, 2012. Часть 1. Психоаналитическая терапия пациентов с невротической организацией личности.

3 курс
Семинар: 14.12.17
по работе Х.Кохута «Восстановление самости» (Князева А.В.)

Глава 1

  1. Место психологии самости среди других психоаналитических концепций.
  2. «Идеально завершенный анализ». Критерии завершенности в случае структурных неврозов и в случае нарциссических нарушений личности.
  3. Первичный дефект, защитные структуры, компенсаторные структуры. Различия в завершающих стадиях, если анализ преимущественно фокусировался на компенсаторных структурах.
  4. Преждевременное развитие у ребенка вторичных процессов как маркер травмы.
  5. Что стоит за страхом необратимой регрессии у клиента. Вопрос о целесообразности продолжения или завершения анализа.
  6. «Порочный круг» ранней травмы. Превышение способности к эмпатии (матери, и впоследствии аналитика).
  7. За счет чего в терапии происходят структурные преобразования. Микроструктурные изменения. Отыгрывание мыслей («действие-мысль»).
  8. Архаичность эксгибиционистских потребностей и нарушения в секторе идеалов: динамика формирования структур самости в матрице отношений ребенка с матерью и отцом на примере анализа мистера М.
  9. Три ключевые события в анализе мистера М. как маркеры совершающихся преобразований в структуре самости.
  10. Роль компенсаторных структур в функционировании самости.

Глава 2

  1. Фиксация влечений и соответствующая психопатология в рамках более широкого контекста развития самости ребенка
  2. Компенсаторное обращение к получению удовольствия от фрагментов телесной самости.
  3. Двухступенчатая последовательность реакций объекта самости.
  4. Причины сопротивления в анализе. Что является причиной гнева клиента.
  5. Рудиментарная самость и роль предвосхищения консолидированной самости младенца со стороны матери. Применимость психологии самости для терапии психопатологий разного уровня.
  6. Два типа переживаний тревоги. Эффективные способы обращения аналитика с разными типами тревоги.
  7. Агрессия как продукт дезинтеграции самости.
  8. Критерии оценки для правомерности завершения анализа (когнитивный и структурный аспекты).

Глава 3

  1. Инструментарий психологии самости. Эмпатическое наблюдение и его роль для выявления смысла исследуемого материала.
  2. Сопротивление анализу у детей психоаналитиков и работа с ним с позиций психологии самости.
  3. Ипохондрия, бессонница, проявления навязчивости как следствие фрагментации самости. Взаимное влияние связности самости и силы функций Эго.
  4. «Правила пользования» эмпатией и интуицией.

Глава 4

  1. Две базисные психологические функции и условия их реализации.
  2. Проявление влечений как результат дезинтеграции самости.
  3. Ядерная самость. Возраст консолидации ядерных амбиций и ядерных идеалов.
  4. Вертикальное и горизонтальное расщепление самости. Динамическая структура самости.
  5. Два принципа психоаналитического восстановления фрагментированной самости.
  6. 2 группы процессов консолидации самости: селекция психических содержаний и компенсация за счет сохранных структур.
  7. Первичные и реактивные нарушения самости. 5 групп первичных нарушений самости.
  8. Нарциссические нарушения личности и нарциссические нарушения поведения. Генез и различия.
  9. Ход и результат анализа: предопределенность или неопределенность?

Глава 5

  1. Неуниверсальность классической теории и принцип комплементарности.
  2. Связь нарушений самости и эдиповых неврозов: псевдо-нарциссические расстройства и неврозы псевдопереноса.
  3. Явление кратковременной эдиповой стадии на заключительных этапах анализа клиентов с нарциссическими нарушениями.
  4. Позитивное переосмысление эдиповой стадии в развитии ребенка. «Секретный ингредиент» эдиповых переживаний нормального ребенка со связной самостью.
  5. Критические периоды/возраста для самости на линии жизни человека. Чувства бессмысленности и отчаяния как предмет научного исследования.
  6. Истинные причины эдиповой драмы ребенка с точки зрения Кохута.

Глава 6

  1. Позиция аналитической нейтральности в свете психологии самости.
  2. Гнев анализанда в клинической ситуации. Способ понимания и реагирования.
  3. Влияние теоретической предрасположенности аналитика на аналитическую ситуацию.

Глава 7

  1. Какие требования предъявляют к психоанализу происходящие изменения в социуме.
  2. Психотропные социальные факторы: изменения в жизни семьи как таковой.
  3. Смена типа господствующей психопатологии в обществе с течением времени.
  4. Две концепции психоаналитической терапии. Определение главного страха и главного стремления пациента.
  5. Индикаторы успешности лечения в случае структурного конфликта и в случае нарушений самости.
  6. Фактор «современности» для произведений искусства.
  7. Влияние личности Фрейда на исследуемый круг проблем в классическом психоанализе.
  8. В чем сущность психоанализа? Аргументы критиков эмпатической позиции аналитика. Эмпатия: чем она является и чем она не является.

4 курс
Семинар: 18.11.17
по работе Р.Столороу, Б.Брандшафт, Д.Атвуд «Клинический психоанализ (интерсубъективный подход) (Четенова Е.В.)

  1. Как возник интерсубъективный подход. Что подразумевается под интерсубъективностью?
  2. Что является фокусом исследования в интерсубъективном подходе?
  3. Основные положения интерсубъективного подхода к психоанализу.
  4. Что попадает в границы психоаналитического исследования при интерсубъективном подходе?
  5. Опорные принципы.
  6. Центральные мотивационные структуры, которые мобилизуются в ходе аналитического процесса.
  7. Интерпретативная активность аналитика.
  8. Наиболее важные аспекты анализа переноса и сопротивления.
  9. Связь интерсубъективного подхода к психоанализу с Я-психологией Кохута. Отличия.
  10. Динамика представлений о переносе.
  11. Концепция переноса как организующей активности. Множественность функций переноса.
  12. Влияние аналитика на перенос. В чем заключается разрешение переноса?
  13. Движение от симбиоза к автономии. Удачи и неудачи в развитии как следствие динамики Я-объектных отношений. Влияние аналитика на самоощущение пациента.
  14. Условия, необходимые для развития индивидуальной самости.
  15. Функции и роль Я-объекта в эмоциональном развитии и структурализации самоощущения ребенка.
  16. В чем заключается процесс интеграции аффективно противоречивых переживаний?
  17. Структура внутреннего конфликта. Формирование чувства вины.
  18. Биполярная концепция переноса. Факторы, необходимые для достижения исцеления.
  19. Интерсубъективный подход в лечении пограничных состояний.
    • 1. Фрагментарность с точки зрения интерсубъективного подхода.
    • 2. Концепция проективной идентификации.
    • 3. Источник агрессивных реакций.
    • 4. Интерсубъективный контекст пограничной симптоматики.
  20. Лечение психотических состояний.

20.1. Концепция психотических состояний.

20.2. Переживания преследования в переносе.

20.3. Построение терапевтических отношений как  реальных, надежных и достоверных – основа сохранения и укрепления субъективной реальности пациента.

 

1 курс
Семинар 11.11.17 по работе З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (Четенова Е.В.)

  1. Забывание собственных имен. Какая основная причина забывания имен собственных по мнению Фрейда? Приведите пример забывания.
  2. Связь между искомым словом и заменяющим.
  3. Вторгающиеся темы и нарушения припоминания.
  4. Замещающие имена. Компромисс, его смысл.
  5. Какую роль играет вытеснение в процессе забывания? Влияние вытесненных мыслей.
  6. Забывание иностранных слов. По какой причине было забыто слово во фразе «Exoriar (e) aliquis nostris ex ossibus ultor»? 2. Охарактеризуйте механизм забывания, предложенный Фрейдом.
  7. Принцип свободных ассоциаций.
  8. Феномен забывания. Невроз или норма?
  9. Какой механизм забывания имен и словосочетаний предлагает использовать Фрейд? Приведите пример забывания.
  10. Влияние бессознательных представлений на процесс забывания.
  11. Искажающие комплексы.
  12. Что понимает Фрейд под понятием «покрывающее воспоминание», и какова их роль в анализе детских воспоминаний взрослого человека?
  13. Обмолвки. Какой механизм действия обмолвки предлагает Фрейд? Приведите пример обмолвки.
  14. Очитки и описки. В чем видит Фрейд причину очиток и описок? Приведите примеры.
  15. Какой механизм действия забывания впечатлений и намерений предлагает Фрейд? Мысли за пределами речевого намерения. Примеры.
  16. Что такое «действия, совершаемые по ошибке»? Приведите примеры.
  17. В чем проявляется открытый ранее механизм ошибок разного рода в случае действий, совершаемых по ошибке?
  18. Что понимает Фрейд под симптоматическим действием? В чем он видит причину и смысл этих действий?
  19. Самоповреждения.
  20. Ошибки-заблуждения. В чем состоит отличие ошибок такого рода от всех остальных?
  21. Комбинированные ошибочные действия. Приведите предлагаемые Фрейдом примеры ошибочного действия.
  22. Образ мышления параноиков.
  23. Суеверия. Корни суеверий.
  24. Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы «ошибочное действие» было названо и охарактеризовано именно как «ошибочное»?
  25. В чем состоит сформулированная Фрейдом идея «пандетерминизма»?

2 курс
Семинар 02.11.17 по курсу ПА диагностика (Потемкина Е.А.)

Тема: «Психологические защиты».

  1. Определение. История развития понятия в психоаналитической литературе. Дополнительные вопросы для прояснения защитных механизмов в диагностическом интервью.
  2. Примитивные и зрелые защитные механизмы. Критерии отличия.
  3. Примитивные защиты. Частные виды, клинические проявления. Техника анализа.
  4. Зрелые защиты. Частные виды, клинические проявления, техника анализа.
  5. Защитные механизмы и сопротивление. Соотношение понятий.

Литература:

  1. Психоанализ. Учебник. Под ред. М.М. Решетникова. М., 2016. Гл.10. Защитные механизмы и сопротивление.
  2. Н. Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. М., 2015. Гл. 5. Первичные защитные процессы. Гл. 6. Вторичные защитные процессы.
  3. Н.Мак-Вильямс. Формулирование психоаналитического случая. М., 2015. Гл. 5. Оценка защит.

Дополнительная литература:

  1. А. Фрейд. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  2. Р. Хиншелвуд. Словарь кляйнианского психоанализа. М., 2007.