3 курс
Семинар 19.01.19 по работе М.Малер «Психологическое рождение человеческого младенца» (Четенова Е.В.)

 

  1. Биологическое и психологическое рождение человека. Что подразумевается под психологическим рождением?
  2. Определение сепарации -индивидуации. Период разворачивания. Что понимается под процессом сепарации -индивидуации? Какой период является предшествующим?
  3. Определение сепарации, индивидуации, идентичности.
  4. В чем проявляются адаптационные способности младенца? Адаптация у детей с аутистическими защитами и детей с симбиотической организацией.
  5. Тревоги, характерные для симбиотической фазы и фазы сепарации –индивидуации.
  6. Условия, необходимые для развития и поддержания «чувства идентичности». Последствия тяжелых нарушений чувства идентичности.
  7. Какие методы использованы в исследованиях, представленных в работе «Психологическое рождение человеческого младенца»?
  8. Характеристики и задачи фазы  нормального аутизма.
  9. Характеристики  фазы  нормального симбиоза. Важность совпадения  паттернов разрядки и взаимодействия  матери и ребенка. Симбиотические организаторы психологического рождения.
  10. Первая фаза сепарации –индивидуации. Признаки субфазы дифференциации и формирования образа тела. Что представляет  собой процесс «вылупления»?
  11. Какие паттерны наблюдаются у младенца в субфазе соматопсихической дифференциации? К каким последствиям приводят нарушения в симбиотическом процессе? Оптимальная ситуация развития.
  12. Период субфазы практикования. Характерные линии развития. Условия, способствующие оптимальному функционированию ребенка на субфазе практикования. Варианты отклонений, возникающие в результате недостатка эмпатии со стороны матери.
  13. Эмоциональные и психофизиологические характеристики ребенка в субфазе практикования. Влияние материнской фигуры на развитие автономных эго-функций.
  14. Субфаза воссоединения. Эмоциональна жизнь ребенка, характерная  для периода воссоединения. Тревоги, сопровождающие развитие на этом этапе.
  15. Противоречия, свойственные субфазе воссоединения. Кризис воссоединения. Оптимальное отношение матери к ребенку в период воссоединения. Последствия материнской недоступности. Роль отца.
  16. Механизмы расщепления и переходные феномены на стадии кризиса воссоединения.
  17. Достижения ребенка на стадии разрешения кризиса воссоединения.
  18. Задачи субфазы консолидации индивидуальности и формирование эмоциональной константности объекта. Основные детерминанты, способствующие эмоциональной константности объекта.
  19. Какие характеристики определяют психическое здоровье (или патологию)? Последствия ранней травматизации.
  20. Как меняются сепарационные реакции и общий эмоциональный фон в ходе субфаз? Связь общего эмоционального фона с гендерной идентичностью.
  21. Как формируются Я-репрезентации из Я-объектных репрезентаций? Этапы формирования границ Я и идентичности.
  22. Предшественники ранних детских неврозов. Связь между кризисом воссоединения и ранним детским неврозом.

4 курс
Семинар 08.12.18 
по работе Д.Калшеда «Внутренний мир травмы (Левина В.А.)

  1. Подход Д. Калшеда к пониманию феномена травмы: понятие травмы.
  2. Система самосохранения. Архетипические защиты Самости. Травматический защитник.
  3. Травматическая диссоциация: диссоциация между эго и внешним миром; диссоциация во внутреннем мире.
  4. Травматический паттерн. Проявление травматического паттерна в психоанализе и психотерапии (на клинических примерах Д. Калшеда).
  5. Двухступенчатое воплощение Самости. Переходные процессы в сказках, мифах и психотерапии

4 курс
Семинар 24.11.18 по работе Джона Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей» (Мазуркевич В.Ю.)

Лекция 1. Психоанализ и уход за ребенком.

Вопросы к лекции:

  1. Назовите сходства и различия в позициях специалистов в области психического здоровья в отношении взглядов, касающихся ухода за ребенком.
  2. Какова роль амбивалентности в психической жизни? Взгляды З. Фрейда на амбивалентность и их развитие в теории привязанности Д. Боулби.
  3. Условия, благоприятствующие либо задерживающие развитие способности регулировать амбивалентность. Приведите примеры неблагоприятного воздействия.
  4. Какой вред наносит культивирование чувства вины и стыда у детей?
  5. Правила, позволяющие избежать чрезмерных фрустраций у детей. Назовите неизбежные фрустрации развития ребенка.
  6. Каково влияние эмоциональных проблем родителей на развитие детей? Необходимость помощи родителям в критические периоды взросления ребенка.
  7. Взаимосвязь между интрапсихическим и экстрапсихическим конфликтом.

Лекция 2. Этологический подход к исследованию развития ребенка.

Вопросы к лекции:

  1. Подходы к природе и развитию взаимоотношений ребенка с другими людьми. Проследите взаимосвязь этих подходов в теории Д. Боулби.
  2. Вклад этологии в изучение эмоциональных взаимоотношений людей. Внешние и внутренние условия, влияющие на те или иные образцы поведения. Приведите примеры.
  3. Ценность концепций социального высвободителя и социального подавителя для исследований эмоционального взаимодействия у людей.
  4. Расскажите о центральных концепциях психоанализа, в продвижение которых внесли вклад этология и психология, их влияние на развитие моделей поведения индивида.
  5. Каковы характерные черты социального поведения младенцев и их влияние на эмоциональное взаимодействие с матерью?
  6. Подход этологии к природе социального развития и социального взаимодействия. Соотношение с теорией обучения.

Лекция 3. Печаль детства и ее значение для психиатрии.

Вопросы к лекции:

  1. Какова роль переживаний раннего детства в развитии психиатрических заболеваний? Назовите патогенные факторы.
  2. Приведите последовательность ответных реакций ребенка во время и после ситуации переживания разрыва привязанности.
  3. Взаимосвязь ответных реакций младенца с концепцией детской печали (траура).
  4. Назовите сходства и различия в переживаниях траура у детей и взрослых.
  5. Гнев как реакция на утрату значимого лица, норма или патология? Роль гнева. Биологические корни гнева, протеста и отчаяния.
  6. В чем отличие паталогического траура от здорового переживания утраты? Приведите примеры (у детей и у взрослых).
  7. Защитные процессы от переживаний траура у детей? Приведите примеры.

Лекция 4. Влияние на поведение разрыва эмоциональной связи.

Вопросы к лекции:

  1. Что в теории Д. Боулби понимается под термином «Эмоциональная связь»? Значимость эмоциональной связи для развития человека.
  2. Причины существования эмоциональных связей.
  3. Каковы возможные причины психиатрических расстройств в детстве?
  4. Связь психиатрических синдромов психопатической личности и депрессии с симптомами преступности и суицида. Приведите примеры.
  5. Влияние краткосрочных разрывов эмоциональных связей на взаимоотношения ребенка с родителями.
  6. Назовите сходства и различия в последствиях нарушения эмоциональных связей, полученных краткосрочно либо длительно и неоднократно.

Лекция 5. Разлука и утрата внутри семьи и ее значение для

психиатрии.

Вопросы к лекции:

  1. Каковы реакции на утрату взрослых людей?
  2. Приведите примеры переживаний оцепенения в результате смерти или утраты объекта привязанности.
  3. Поиск утраченного объекта привязанности, его основные черты. Что побуждает человека к такому поиску?
  4. Поведение привязанности во взрослом возрасте: норма или патология? Обоснуйте.
  5. Переживание печали и траура ребенком. Сходства и различия между детским трауром и взрослым трауром. Приведите примеры.
  6. Как можно помочь человеку, перенесшему тяжелую утрату?
  7. Приведите примеры негативного влияния семьи на способность переживать траур. В чем особенность работы с такими клиентами?

Лекция 6. Уверенность в себе и некоторые условия, которые ей содействуют.

Вопросы к лекции:

  1. Какие наборы факторов влияют на здоровое функционирование личности по теории Д. Боулби?
  2. Назовите черты здоровой личности по теории Д. Боулби. Приведите примеры.
  3. Расскажите об исследованиях М. Эйнсворт младенцев и выводах, ею сделанных.
  4. Отличие схемы, предложенной Д. Боулби, от традиционных взглядов на развитие личности.
  5. Отличие взглядов на сепарационную тревогу Д. Боулби и традиционной психоаналитической школы.
  6. Сравнительный подход к человеческому страху, предложенный Д. Боулби.

Лекция 7. Создание и разрушение эмоциональных связей.

Вопросы к лекции:

  1. Теория привязанности в понимании Д. Боулби, общие принципы, логическое обоснование. Каковы отличия теории привязанности от традиционного психоанализа?
  2. Назовите проявления поведения привязанности.
  3. Характерные черты теории привязанности.
  4. Каковы отличия концепции привязанности от концепции зависимости?
  5. В каких случаях страх является частью базисного поведения реагирования человека? Отличие от невротического страха.
  6. Необходимые условия, способствующие установлению надежной привязанности между ребенком и родителями.
  7. Приведите примеры часто встречающихся отклонений в проявлениях поведения привязанности.
  8. Опишите наиболее встречающиеся паталогические паттерны поведения привязанности и их влияние на жизнь индивида. Приведите примеры.
  9. Основные принципы психотерапии клиентов, переживших нарушение привязанности. Каковы особенности и сложности диагностики и коррекции паталогических паттернов поведения привязанности?
  10. Назовите сходства и различия в подходах к терапии нарушений привязанности Д. Боулби и других психоаналитиков.

4 курс
Семинар 17.11.18 
по работе Т.Огдена «Мечты и интерпретации» (Четенова Е.В.)

  1. Об искусстве психоанализа.
    • Подлинное и не подлинное, жизнь или смерть, психоанализ или его имитация.
    • Главный показатель аналитического процесса.
    • Что значит быть живым. Бессознательная восприимчивость.
    • Плодотворный и «завершенный» анализ. Ответственность аналитика.
    • Необходимое достижение аналитика. «Драматическая» и сценическая речь аналитика.
    • Самозащитное отстранение пациента.
    • Фундаментальная аналитическая задача. Разница между выживанием и переживанием ощущения жизни.
    • В чем может выражаться индивидуальное ограничение способности быть живым?
    • Формы психопатологии.
  2. Защитные значения ощущений жизни и смерти анализа. Клинические примеры.
  3. Акценты в переносе – противопереносе.
  4. Интерсубъективный аналитический третий.
  5. Анализ перверсий. Перверсный субъект анализа.
  6. Структура перверсии на примере клинического случая.
  7. Мечтание и аналитическая техника.
    • Соотношение роли кушетки и частоты встреч.
    • Аналитический третий как способ исследования бессознательного мира внутренних объектов анализируемого.
  8. Сон как продукт интерсубъективного аналитического пространства. Аспекты аналитической техники в анализе сновидений.
  9. Мечтания аналитика как фундаментальный аспект аналитической техники. Что представляют собой мечтания? Использование состояний мечтания для продвижения аналитического процесса.
  10. Как сознательные и бессознательные переживания аналитика и анализируемого передаются/создаются в аналитическом сеттинге.
  11. Разнообразие форм безжизненности аналитического языка.
  12. Создание языковых эффектов, которые служат средством передачи бессознательного переживания в аналитическом сеттинге.

1 курс
Семинар 27.10.18 
по работе З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (Четенова Е.В.)

  1. Забывание собственных имен. Какая основная причина забывания имен собственных по мнению Фрейда? Приведите пример забывания.
  2. Связь между искомым словом и заменяющим.
  3. Вторгающиеся темы и нарушения припоминания.
  4. Замещающие имена. Компромисс, его смысл.
  5. Какую роль играет вытеснение в процессе забывания? Влияние вытесненных мыслей.
  6. Забывание иностранных слов. По какой причине было забыто слово во фразе «Exoriar (e) aliquis nostris ex ossibus ultor»? 2. Охарактеризуйте механизм забывания, предложенный Фрейдом.
  7. Принцип свободных ассоциаций.
  8. Феномен забывания. Невроз или норма?
  9. Какой механизм забывания имен и словосочетаний предлагает использовать Фрейд? Приведите пример забывания.
  10. Влияние бессознательных представлений на процесс забывания.
  11. Искажающие комплексы.
  12. Что понимает Фрейд под понятием «покрывающее воспоминание», и какова их роль в анализе детских воспоминаний взрослого человека?
  13. Обмолвки. Какой механизм действия обмолвки предлагает Фрейд? Приведите пример обмолвки.
  14. Очитки и описки. В чем видит Фрейд причину очиток и описок? Приведите примеры.
  15. Какой механизм действия забывания впечатлений и намерений предлагает Фрейд? Мысли за пределами речевого намерения. Примеры.
  16. Что такое «действия, совершаемые по ошибке»? Приведите примеры.
  17. В чем проявляется открытый ранее механизм ошибок разного рода в случае действий, совершаемых по ошибке?
  18. Что понимает Фрейд под симптоматическим действием? В чем он видит причину и смысл этих действий?
  19. Самоповреждения.
  20. Ошибки-заблуждения. В чем состоит отличие ошибок такого рода от всех остальных?
  21. Комбинированные ошибочные действия. Приведите предлагаемые Фрейдом примеры ошибочного действия.
  22. Образ мышления параноиков.
  23. Суеверия. Корни суеверий.
  24. Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы «ошибочное действие» было названо и охарактеризовано именно как «ошибочное»?
  25. В чем состоит сформулированная Фрейдом идея «пандетерминизма»?