Вопросы к экзамену 11.01.18 по курсу «Возрастная психодинамика»
(Фарафонова Е.Г.)

  1. Возрастные изменения: эволюционные, революционные, ситуационные. Психическое развитие в пренатальном периоде. Психологические аспекты беременности.
  2. Первый год – стадия зависимости. Функциональные изменения при рождении. Периоды отчуждения и вовлечения. Возникновение объективации. Психический аппарат новорожденного, его раннее развитие. Формирование способности задерживать удовлетворение.
  3. Первый год. Концепция оральности, интроекция и проекция как фундаментальные психические принципы. Циклические процессы.
  4. Первый год. Развитие ранних объектных отношений. Амбивалентность. Стадия доверия и недоверия (Э.Эриксон). Динамика потери и отчуждения (Шпиц, Боулби). Возможности развития психопатологии.
  5. Второй год – овладение телом. Области развития в этот период.Начало стадии самостоятельности и нерешительности (Э.Эриксон). Представления о себе и объектах, психомоторное развитие, туалетный контроль, развитие речи.
  6. Второй год. Анальный эротизм, адаптивные и защитные способы взаимодействия ребенка и родителя в процессе туалетного тренинга. Дальнейшая эволюция анально-садистических импульсов. Фиксации и личностные патологии.
  7. 3-6 годы. Новые эго-навыки. Развитие интернализованных объектов. Роль игры и сказки в развитии ребенка.
  8. 3-6 годы. Особенности фаллической стадии и эдипова комплекса у мальчиков. Различные сценарии изменений отношений ребенка с родителями и возможное патологическое развитие у мальчика.
  9. 3-6 годы. Особенности фаллической стадии и эдипова комплекса у девочек. Различные сценарии изменений отношений ребенка с родителями и возможное патологическое развитие у девочки.
  10. Разрешение эдипова комплекса. Типичные защиты. Формирование суперэго и его основные функции.
  11. Относительность латентности. Мечтание и его функция. Интеллектуальное развитие. Формирование характера и устойчивых защитных структур.
  12. Эволюция суперэго, социальная адаптация и групповая динамика в латентный период.
  13. Подростковый период: пять фаз развития. Ситуация кризиса. Физиологические и психологические факторы пубертата. Динамика подросткового развития юношей  и девушек.
  14. Физиологические и психологические особенности прохождения фаз предподросткового и раннего подросткового возраста. Окончание стадии умелости и неполноценности. (Э.Эриксон).
  15. Физиологические и психологические особенности прохождения фаз среднего и позднего подросткового возраста, постподросткового возраста. Стадия идентификации личности и путаницы ролей (Э.Эриксон)
  16. Эго подростка. Защитные эго-паттерны подростков (А. Фрейд). Подростковая модификация суперэго. Развитие идентичности – личные и социальные факторы.  Взаимодействие с родителями.
  17. Развитие взрослого. Зрелые эго-функции. Интеллектуальное развитие взрослого. Понятие психологического и социального возраста. Социокультурное «расписание» жизни. Нормативные и ненормативные события и реакция на них.
  18. Развитие взрослого. Я-концепция и идентичность. Характеристика психосоциального развития взрослого с позиций эпигенетической теории развития Э.Эриксона.
  19. С. Гринспан: модель стадий развития эго. Исходные постулаты.
  20. Стадия гомеостаза и стадия привязанности. Помощь родителей. Нарушения развития.
  21. Стадия соматопсихологической дифференциации (целенаправленной коммуникации). Помощь родителей. Нарушения развития.
  22. Стадия организации поведения и сложного чувства Я. Помощь родителей. Нарушения развития.
  23. Стадия способности к репрезентации. Помощь родителей. Нарушения развития.
  24. Стадия дифференциации репрезентаций. Помощь родителей. Нарушения развития.
  25. Психоаналитические следствия теории развития эго. Первичное, вторичное вытеснение и регрессия. Уровни организации опыта и их значение.