Коряков Я.И.

Краткие биографии 

З.Фрейд

А.Адлер

К.Г.Юнг

Отто Ранк

Вильгельм Райх

Карен Хорни

З. Фрейд. Очень краткая биография (1856 — 1939)
(«Зигмунд Фрейд» Р.Уоллхейма)
 

6 мая 1856

Родился Зигмунд Фрейд.

1860

Переселение в Вену.

1873

Поступление в университет.

Ноябрь 1882

Услышал от Брейера об Анне О.

Октябрь 1885 – февраль 1886

Работа в Париже с Шарко.

1886

Начинает вести частную практику. Женится на Марте Бернес.

Ноябрь 1887

Встречает Вильгельма Флисса.

Декабрь1887

Начинает использовать гипноз.

1890

Начинает использовать катарсический метод.

1892 – 1898

Развивает метод свободных ассоциаций.

1891

Совместно с Брейером пишет «Предварительное сообщение».

1895

Опубликованы Этюды об истерии. Написан Проект научной психологии.

Март 1896

Впервые употреблен термин «психоанализ».

Август 1897

Начат самоанализ.

1896

Отказ от «теории соблазнения», начало рассмотрения детской сексуальности.

1898 – 1899

Пишет Толкование сновидений.

Октябрь 1902

Начало психоаналитических встреч по средам.

1905

Публикует Три очерка о детской сексуальности, Остроумие и его отношение к бессознательному и описание случая Доры.

1906 – 1913

Сотрудничество с Юнгом.

Октябрь 1907 – весна 1909

Анализ «Человека-Крысы».

Апрель 1908

Первый международный психоаналитический конгресс в Зальцбурге.

Сентябрь 1909

Визит в Америку, лекции в университете Кларка.

Февраль 1910 – июнь 1914

Анализ «Человека-Волка».

1914

Статья О нарциссизме, первое упоминание эго-идеала.

Март-август 1915

Пишет двенадцать метапсихологических эссе (сохранилось пять).

1915 – 1917

В Венском университете прочитаны Вводные лекции.

1919 – 1920

В работе За пределами принципа наслаждения постулирован инстинкт смерти.

Апрель 1923

Первая операция по поводу рака. Публикует Я и Оно, сформулирована структурная теория психики.

Июль 1925

Пишет Торможение, Симптомы и Тревога.

Май 1933

В Берлине сжигают книги Фрейда.

Май 1936

Восьмидесятилетний юбилей. Членство в Королевском Обществе.

Июнь 1938

Переезд в Лондон.

23 сентября 1939

Смерть.

***

Альфред Адлер. Краткая биография (1870-1937)

7 февраля, 1870

Родился в Вене, Австрия, второй из шести детей в семье. Переболев тяжелым воспалением легких в возрасте пяти лет, решил стать врачом.

1888

Поступает в Школу медицины Венского университета.

1895

Получает степень доктора медицины в Венском университете.

1897

Адлер женится на Раисе Тимофеевне Эпштейн.

1898

Написана первая книга — о здоровье портных, в которой обосновывается необходимость целостного взгляда на человека. Впоследствии холистический подход стал характерной особенностью адлеровской системы психологии. Родилась дочь Валентина. Адлер начинает вести частную практику в Вене.

1901

Родилась вторая дочь – Александра.

1902

Получает приглашение З. Фрейда присоединиться к еженедельным собраниям с обсуждением психоаналитических идей. Ведет собственное исследование психологических реакций людей на органические расстройства и физические недостатки.

1904

Обращение из иудаизма в протестанство. Родился сын Курт, впоследствии известный психолог адлерианской школы.

1905

Опубликована книга об органной (физической) неполноценности и ее компенсации. Адлер не принимал фрейдовской теории сексуальной обусловленности психопатологий, раскол между их взглядами все больше увеличивался.

1909

Родилась третья дочь – Корнелия.

1911

Адлер и восемь его единомышленников покидают кружок Фрейда – теперь уже Венское психоаналитическое общество – для того, чтобы основать собственную психологическую школу. С тех пор Адлер и Фрейд никогда не встречаются вновь.

1912

Опубликована книга «Невротическая конституция». Адлер называет свою систему индивидуальной психологией, имея в виду неделимость психической структуры человека.

1916

Призван на службу в армию как военный врач.

1918

После возвращения с военной службы Адлер основал несколько детских клиник в Вене. Почин подхвачен зарубежными коллегами.

1922

Опубликована «Практика и теория индивидуальной психологии».

1924

Адлер избран профессором Венского педагогического института.

1926

Адлер получает приглашение читать лекции в Колумбийском университете, США.

1927

Опубликовано «Понимание человеческой природы», книга завоевала большую популярность.

1929 – 1931

Публикует несколько книг, в том числе посвященных детской психологии.

1932

Профессор медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Начиная с этого года летом живет в Вене, зимой работает в Штатах.

1935

К Адлеру присоединяется семья, и они живут в Америке постоянно. Лекции Адлера очень популярны, влияние его растет.

28 мая 1937

Адлер умирает от внезапного сердечного приступа во время визита в Шотландию.

***

Карл Густав Юнг. Краткая биография (1875-1961)

26 июля 1875

Родился в Кессвиле, на швейцарском берегу озера Констанца (кантон Тургау), в семье протестантского священника Иоганна Пауля Ахиллеса Юнга (1842-1896) и Эммы Юнг (урожденной Прайсверк).

1879

Семья переезжает в Кляйн-Хунинген, недалеко от Базеля.

1895

Поступил в Базельский университет.

1898

Исследование медиумических опытов кузины Хелли Прайсверк.

1900

Окончил университет с отличием и степенью в медицине. Принят ассистентом в психиатрическую клинику Буржоли под руководством Э. Блейлера.

1902

Изучает психопатологию у Пьера Жане в Париже. Экспериментирует с тестом словесных ассоциаций. Защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений».

1903

Женился на Эмме Раушенбах (1882-1955), дочери богатого промышленника.

1904-14

У Юнгов родились четыре дочери и сын.

1905

Юнг становится профессором Цюрихского университета, активно публикуется.

1907

Опубликована «Психология Dementia Praecox».

Март 1907

Приехав в Вену, впервые встретился с З. Фрейдом.

1908

Переезд в новый дом в Кузнахте, где Юнг прожил все остальные годы. Участие в Первом международном психоаналитическом конгрессе в Вене.

1909

Расширение частной практики привело к уходу из Буржоли. Чтение лекций в Штатах вместе с Фрейдом и Ференци.

1910

Стал президентом Международной психоаналитической ассоциации и редактором первого психоаналитического журнала «Jahrbuch». Завязывает отношения с Антонией Вольф.

1911

Опубликована первая часть книги «Трансформации и символы либидо».

1912

Опубликована вторая часть книги «Трансформации и символы либидо». Юнг рассматривает либидо в более широком смысле, чем Фрейд, — как психическую энергию вообще.

1913

Формальный разрыв отношений с Фрейдом. Юнг порывает с психоаналитическим движением, уходит с соответствующих постов и из Цюрихского университета.

1915

Активное изучение мифологии и сновидений.

1916

В Цюрихе создается Психологический клуб.

1918

Признание Самости как цели психического развития. Изучение гностицизма и мандал.

1920

Путешествие в Алжир и Тунис. К этому времени сформулированы практически все базовые принципы аналитической психологии.

1921

Опубликованы «Психологические типы».

1922

Покупает землю в Боллингене, кантон Сан Галл и строит «Башню» — место последующей работы и «центр» аналитической психологии.

1924

Посещение индейских резерваций в Нью-Мексико.

1925-26

Путешествия в Африку.

1927

Приступает к изучению алхимии.

1932

В Цюрихе Юнгу присуждена литературная премия.

1933

Организовано общество Эранос для проведения регулярных конференций по аналитической психологии. Юнг становится его президентом.

1933-39

Президент Медицинского общества психотерапии (позже — Международного), находившегося, практически, под контролем нацистов.

1933-42

Юнг — профессор Eidgenossische Technisch Hochschule.

1936

Юнгу присуждают степень почетного доктора Гарвардского университета.

1938

Юнг становится доктором Honoris Causa Оксфордского университета и почетным членом Королевского медицинского общества Великобритании. Поездка в Индию.

1943

Юнг становится почетным членом Швейцарской академии наук.

1944

Юнг начинает заведовать кафедрой медицинской психологии, основанной им в Базельском университете, но из-за плохого здоровья покидает этот пост в следующем году. В этом году он ломает ногу и находится при смерти в результате несчастного случая.

1945

Юнг становится доктором Honoris Causa Женевского университета.

1948

В Цюрихе основан институт К.Г.Юнга — центр обучения аналитической психологии.

50-е годы

Опубликованы «Эон» (1951), «Ответ Иову» (1952) и «Mysterium Coniunctionis» (1955-6).

1953

Смерть Тони Вольф. Депрессия Юнга.

1955

Смерть жены.

1958

Работа над автобиографией с А. Яффе.

1960

Юнг — почетный гражданин Кузнахта.

6 июня 1961

Умер в Кузнахте за чтением книги Тейяра де Шардена после непродолжительной болезни.

 

***

Отто Ранк  (1884 – 1939)

Ранк встретился с Фрейдом в 1905 г., будучи уже очарованным его работами о сновидениях и методом «свободных ассоциаций». Их творческое сотрудничество оказалось успешным. Однако Фрейд не принял вышедшую в 1924 г. книгу Ранка «Травма рождения», и тот покинул Венское психоаналитическое общество. Этот разрыв был очень болезненным для Ранка, но, несмотря на сильную депрессию, он продолжал плодотворно работать.

Основные концепции.

Травма рождения. В своей классической работе «Травма рождения» Ранк предложил новый подход к пониманию психических расстройств. Опираясь на универсальность сепарационной тревоги у детей, он предположил наличие у нее прототипа – первичной тревоги, возникающей у каждого ребенка во время рождения, при отделении его от матери. Память о травме рождения сохраняется в бессознательном и может быть раскрыта в процессе анализа. Ребенок чувствует себя уязвимым и пытается преодолеть тревогу по мере роста и социализации. Если этот процесс неуспешен, формируется невроз. Удовольствие также есть производная от первичного удовольствия — нахождения в безопасности во чреве матери, удовольствие от процессов сосания и дефекации основано на стремлении восстановить изначальное состояние. Детская сексуальность – попытка «вернуться обратно».
Воля. В книге «Терапия волей» Ранк рассматривает человека как активное начало, а не просто как организм, направляемый различными стимулами и инстинктами. Его воля организует его Я и способствует контролю инстинктивных влечений. Воля – главный фактор индивидуализации. Ребенок становится личностью, когда начинает противодействовать воле родителей в фазе «детского негативизма».

Невроз и творчество. Ранк описывал «среднего человека» как потерявшего индивидуальность в общей массе, связанного иллюзией социального единства. В отличие от «средних людей» как невротики, так и творческие люди способны преодолеть эту иллюзию. Но, в противоположность продуктивно творящему художнику, невротик не способен принять свою волю и индивидуальность, не чувствуя вины и тревоги, хотя и не может вернуться на уровень «среднего человека». Он «зависает» в промежуточном положении. Цель терапии по Ранку – помочь ему избавиться от вины и тревоги и встать на путь самореализации.

(1924) Травма рождения.

Миф о рождении героя.

Терапия волей – мифы и реальность.

***

Вильгельм Райх

(1897 – 1957)

Родился в Галиции (Австрия), стал видным психоаналитиком в Вене, с 1930 г. жил в Берлине, где он развивал антифашистские социальные теории, в 1933 г. был вынужден покинуть Германию – уехал в Швецию, затем в Осло, где основал школу «психосоматической» (телесной) терапии, с 1939 г. жил и работал в Америке. Его анализ характера стал значительным вкладом в психоаналитическую мысль (участие Анны Фрейд в его Венском семинаре психоаналитической терапии повлияло на ее дальнейшую работу, связанную с эго-защитами). Он не раз подвергался преследованию за свои взгляды, его поздние работы официально были запрещены, сам он умер в тюрьме. Большинство современных направлений телесноориентированной психотерапии также обязаны своим происхождением работам Вильгельма Райха.

Основные концепции.

Функция оргазма и оргастическая потенция. Райх оставался приверженцем энергетической модели психики. Он приписывал оргазму главную роль в отреагировании любых форм напряжения. Согласно Райху, всякий невроз всегда сопровождается нарушением сексуального выражения. Неполный оргазм – признак тревоги, которая блокирует сексуальность. Таким образом, оргастическая потенция – способность «отдаваться потоку биологической энергии» – является по Райху главным критерием психологического здоровья.

Характерология. Райх считал, что для глубинных психологических изменений в личности человека (то, на что претендовал психоанализ), недостаточно фокусировать внимание на невротических симптомах, необходим последовательный анализ защитных процессов, лежащих в основе структуры характера. Характер человека формируется на основе конфликта естественных влечений ребенка и внешних фрустраций. Конфликт порождает психологические защиты, которые фиксируются и проявляются на всех уровнях – на психологическом, в характерном поведении человека, его убеждениях, отношениях; на физиологическом, в характерной «мышечной броне», оргастической импотенции. Безусловным достижением Райха было выявление и описание специфичности характерных черт, процессов, лежащих в основе формирования реакции. Он выделил шесть типов характера – фаллическо-нарциссистический, пассивно-женственный, маскулинно-агрессивный, истерический, компульсивный и мазохистский.

Оргон. Последние годы жизни Райх посвятил исследованию оргона – биофизической субстанции, пронизывающей космос и живые организмы, концентрирующейся в полях вокруг объектов и внутри них. Все психические процессы – защиты, перенос, характер и т.д., таким образом, являются лишь психическим описанием биофизических оргонных процессов. Теория оргона не была серьезно воспринята психоаналитиками в отличие от характерологических исследований Райха.

(1925) Der Triebhafte Charakter.

(1927) Die Funktion des Orgasmus.

(1929) Dialektischer Materialismus und Psychoanalyse (одновременно «Диалектический материализм и психоанализ» вышел в московском журнале «Под знаменем марксизма»).

(1930) Geschlechtsreife, Enthaltsamkeit, Ehemoral (в дальнейшем – «Сексуальная революция»).

(1932) Die Sexuelle Kampf der Jugend.

(1933) Charakteranalyse.

(1933) Massenpsychologie des Faschismus.

(1942) The Discovery of Orgone. Vol. 1: The Function of the Orgasm.

(1948) The Discovery of Orgone. Vol. 2: The Cancer Biopathy.

(1949) Ether, God and Devil.

(1951) The Orgone Energy Accumulator.

(1951) The Oranur Experiment: First Report.

(1953) People in Trouble.

(1955) Conspiracy: An Emotional Chain Reaction.

(1957) Contact with Space: the Second Oranur Report.

Wilhelm Reich: Biography

Die Online-Zeitschrift zu Wilhelm Reich und zur Orgonomie

PUBLIC ORGONOMIC RESEARCH EXCHANGE

The Wilhelm Reich Museum

Wilhelm Reich

Wilhelm Reich: Kurzbiografie

***

Карен Хорни  (1885 – 1952)

Родилась в Гамбурге, получила медицинское образование. В 20-е годы Хорни занималась традиционным фрейдистским психоанализом в Берлине (анализ она проходила у Карла Абрахама и Ганса Захса). В 1932 году переехала сначала в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. В своих взглядах она отказалась от психобиологической теории Фрейда и основала свое «культуралистское» направление (сейчас принято название «интерперсональное»). Возникший теоретический конфликт с коллегами привел к ее уходу в 1941 г. из Нью- Йоркского Психоаналитического Института и открытию Американского Института Психоанализа, который активно функционирует и сейчас, готовя специалистов хорнианского направления. Некоторые авторы и сейчас отказывают Хорни в принадлежности психоаналитическому движению и рассматривают её теорию как радикальное отклонение «в сторону» (наряду с Юнгом, Адлером). Все её произведения написаны для широкой публики, что снискало ей значительную популярность. Основой конфликтов Хорни считала социальные, культурные, семейные факторы.

Основные концепции.

Базовая тревога. Главной концепцией Хорни стало понятие базовой тревоги, возникающей из-за недостатка принятия ребенка в детстве. Чувство базовой тревоги Хорни описывала как чувство изолированности и беспомощности во враждебном окружении. Оно формируется в результате действия внешних факторов, общей семейной атмосферы, недостатка внимания, насилия, хаотического поведения значимых других и т.д. Тревога лежит в основе всякого невротического поведения. Ребенок, ощущающий принятие, психологический комфорт в семье, испытывает чувство базовой безопасности, необходимое для здорового, успешного развития. Таким образом, личность развивается вокруг двух базовых чувств под влиянием взаимодействия с окружением.

Мотивация. К фрейдовскому понятию «стремления к удовольствию» Хорни добавляет еще одну основную движущую силу: потребность в безопасности. Человек избегает страха и стремится к безопасности. В отсутствие безопасности удовлетворение невозможно.

Развитие. Развитие личности зависит от того, как с ребенком обращаются в семье и ближайшем окружении и не связано с психосексуальными стадиями. Возникнет или нет в характере человека оральная или анальная фиксации, неразрешенный Эдипов комплекс – полностью определяется культурными и внутрисемейными факторами. Нормальное развитие ведет к раскрытию внутреннего потенциала и самореализации. Выросший в безопасности, гармоничности отношений человек демонстрирует «естественность», спонтанность поведения, открыт, честен и уверен в себе.

Невроз. Невроз возникает не в результате внутреннего структурного конфликта, а в результате конфликта человека с окружающим миром. Всё, что заставляет ребенка чувствовать себя нежеланным, отвергаемым, всё, что нарушает безопасность в отношениях с родителями приводит к чувству тревоги. Для преодоления базовой тревоги индивид развивает стратегии, которые и ложатся в основу невротического поведения.

Невротические потребности и стили. Стратегии преодоления базовой тревоги могут фиксироваться в личности и выступать в качестве невротических потребностей, представляя собой иррациональные решения базовой проблемы. Хорни выделила десять таких потребностей: 1) в одобрении; 2) в партнере, который позаботится о жизни; 3) в ограничении жизни узкими рамками; 4) во власти; 5) в эксплуатации других (манипуляции); 6) в престиже; 7) в личном восхищении; 8) в личных достижениях; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в совершенстве и «непогрешимости».

В реализации невротических потребностей человек может сформировать невротический стиль. Их три: 1) движение к людям (согласие) – из чувства беспомощности; 2) движение против людей (вызов) – из стремления к доминированию; 3) движение от людей (отчуждение) – также из чувства беспомощности. Человек может испытывать эти компульсивные тенденции одновременно в ситуации базового конфликта.

Идеализированный образ. Для преодоления чувства неадекватности человек может создать ложный идеализированный образ себя, оправдывая проблемное поведение: невротическое согласие, например, — благородством характера; невротический вызов – храбростью; невротическое отчуждение – интеллектуальной независимостью. Вместо самореализации – развития своего потенциала — человек стремится к самоактуализации (у Хорни этот термин имеет негативное значение) – воплощению своего идеализированного образа. Продолжающееся насилие над собой – тирания долженствований, стремление к «совершенству» приводят к ненависти, деструктивному поведению по отношению к себе.

Невротические «решения». Характер человека может сформироваться в соответствии с пятью основными невротическими решениями базовой проблемы. 1) «Соглашательский» характер. Самооценка меняется в зависимости от внешнего одобрения, суждения других принимаются некритически. 2) «Агрессивный» характер. Жизнь – борьба, другие видятся настроенными враждебно. 3) «Отстраненный» характер. Отказ от эмоционального взаимодействия, основной упор делается на интеллект. 4) Экспансивное решение. Безусловное принятие идеализированного образа себя. Варианты: нарциссистический характер – вера в собственное превосходство и ожидание восхищения окружающих; перфекционистский – компульсивные действия в соответствии с «идеальными» убеждениями; высокомерно-мстительный – отсутствие сочувствия к другим, подавление собственной потребности в зависимости. 5) Экстернализация. Внешние события рассматриваются как причина чувств и поведения.

(1937) The Neurotic Personality of Our Time.

(1939) New Ways in Psychoanalysis.

(1942) Self-Analysis.

(1945) Our Innr Conflicts.

(1946) ed. Are You Considering Psychoanalysis.

(1950) Neurosis and Human Growth.

(1967) Feminine Psychology. Ed. by H. Kelman.

(?) Final Lectures on Psychoanalytic Technique.