Семинар 17.11.18 (лекции 7-11)

1 подгруппа

Лекции 7,8 (Гринберг Наталья Александровна)

ЛЕКЦИЯ 7 «Явное содержание сновидения и скрытые его  мысли»

  1. Полезные результаты изучения ошибочных действий для изучения сновидений.
  2. Бессознательное и сознательное в сновидении.
  3. Задача толкования сновидения. Восстановленное в памяти сновидение.
  4. Правила работы при толковании сновидения.
  5. Трудности при анализе сновидений. Искажения. Непреложное условие.
  6. Сопротивление как препятствие к пониманию сновидения. Величина сопротивления. Факторы, влияющие на величину сопротивления.
  7. Выбор сновидения для анализа. Причины выбора для толкования отдельных элементов, а не сновидения целиком. Важность деталей. Примеры толкования.
  8. Явное содержание сновидения. Скрытые мысли сновидения. Четыре вида отношений между ними.
  9. Толкование целого сновидения. Установление общего между отдельными элементами сновидения.Выводы из толкования сновидения.
  10. Наглядность применение техники толкования сновидения и правил толкования  на примере данного  целого сновидения.

ЛЕКЦИЯ 8  «Детские  сновидения»

  1. Свободные от искажений сновидения. Детские и инфантильные сновидения.
  2. Условия, необходимые для понимания детских и инфантильных сновидений. Необходимость применения анализа и техники толкования сновидений.
  3. Примеры детских сновидений.
  4. Детские сновидения как душевные акты
  5. Наличие искажений в детских сновидениях
  6. Функции сновидений
  7. Две главные характерные  черты сновидений. Особенность искажений в детских сновидениях.
  8. Нарушающие и нарушенные тенденции в сновидениях и в ошибочных действиях – общие черты.
  9. Отличие сновидений от «снов наяву».
  10. Страшные сновидения, сновидения с неприятным содержанием – их причины (опираясь на выводы З. Фрейда).
  11. Общие выводы о характерных чертах детских сновидений. Возможность применения выводов  при  толковании других сновидений.
  12. Виды  иных неискаженных сновидений, кроме детских.

Лекции 9,10 (Евстифеева И.Р.)

Лекция  9. «Цензура сновидения»

  1. Сновидения, их виды.
  2. Способы действия цензуры.
  3. Роль сопротивления в преобразовании сновидения.
  4. Отношения сновидца к тенденциям, существующим в цензуре.
  5. Против чего направлена цензура?
  6. Динамические факторы искажения сновидения.
  7. О противоположностях и противоречиях в душе.
  8. Толкование сновидений , как работа по обнаружению бессознательного.

Лекция 10. «Символика сновидений»

  1. Какая еще закономерность обнаруживается в процессе толкования искажения сновидений?
  2. Символы и символическое — в сновидении.
  3. Процесс сравнения между символизируемым понятием и символом.
  4. Что, чаще всего,  заменяется символом в сновидении?
  5. Сексуальные символы в сновидении.
  6. Каким образом мы обнаруживаем связь между символом и сексуальностью?
  7. Ценность психоанализа в отношении других наук.
  8. Предположения и выводы.

Лекция 11 (Кашников А.А.)

  1. Что подразумевает Фрейд под работой сновидения и толкованием сновидения.
  2. Работа сновидения:

— процесс сгущения, его описание.

— процесс смещения, его описание.

— процесс превращения мыслей в зрительные образы.

  1. Описание работы сновидения, от скрытых мыслей до чувственных образов зрительного характера.
  2. Описание работы толкования, от чувственных образов зрительного характера до скрытых мыслей (скрытого содержания сновидения).
  3. Что говорит З.Фрейд о вторичной обработке работы сновидения.
  4. Скрытые мысли (содержание сновидения) – акт душевной, бессознательной жизни человека. Что это, по Вашему мнению?


2 подгруппа
Лекции 7,8 (Тетюцких Д.)

Лекция 7 «Явное содержание сновидения и скрытые его мысли»

  1. Изменение в терминологии: введение термина «бессознательное». Необходимость и значение этого изменения.
  2. Задача толкования сновидения. Правила толкования. Стоит ли тщательно вспоминать сновидения?
  3. Трудности толкования сновидений (возражения)
  4. Термин «сопротивление». О чем свидетельствует данный феномен? Какие мысли являются важными для раскрытия бессознательного.
  5. Динамическое представление сопротивления. Значение этого представления.
  6. Явное и скрытое содержание сновидения. Связь между явным и скрытым содержанием сновидения в примерах.
  7. Основныевиды отношений между явным и скрытым содержанием сновидения.
  8. Попытка толкования целого сновидения. Что, по мнению Фрейда, мы узнали нового из этого сновидения.
  9. Отношение видевшей сон к толкованию сновидения.

Лекция 8 «Детские сновидения»

  1. Цель обращения Фрейда к детским сновидениям. К какому возрасту он относит сновидения, имеющие инфантильный характер. Особенности этих сновидений.
  2. В чем преимущество понимания инфантильных сновидений от взрослых?
  3. Инфантильные сновидения как полноценный душевный акт.
  4. Вывод о сущности и функциях сновидения.
  5. Две характерные черты сновидения. Что является возбудителем сновидения согласно Фрейду?
  6. Сравнение сновидения и ошибочного действия. Почему Фрейд называет сновидение компромиссом?
  7. С помощью чего Фрейд доказывает общность открытых характерных черт сновидения?
  8. Приведите примеры «неискаженных» взрослых сновидений из мировой культуры. Что такое «сновидение – нетерпение» и «удобное» сновидение?
  9. В чем отличие всех других сновидений взрослых от «инфантильных» и «неискаженных»?

Лекции 9, 10 (Старцева Татьяна Георгиевна)

Лекция 9. «Цензура сновидений»

  1. Предположение Фрейда об искажении сновидений и его обоснование на примере  сновидения «старой дамы».
  2. Понятие цензуры сновидения и способы ее действия .
  3. Как соотносятся между собой цензура сновидения и сопротивление?
  4. Какие тенденции осуществляют цензуру сновидения?
  5. Основная функция работы цензуры  в сновидении?
  6. Почему результаты толкования сновидения трудно принять?
  7. Влияние цензуры сновидений   на душевную жизнь человека.

Лекция 10 « Символика сновидений»

  1. Особенности «немых элементов» сновидений
  2. Символика сновидений.
  3. Возможности символического толкования сновидений.
  4. Сущность сравнения, и его особенности при толковании сновидений.
  5. Основные сферы жизни, где проявляется символизм в сновидениях.
  6. Мужские и женские сексуальные символы
  7. Символика человеческого тела, родителей и детей
  8. Символика рождения и смерти
  9. Выводы Фрейда о том, как работает символика сновидений
  10. Обоснование происхождения некоторых сексуальных символов.

Лекции 11,12 (Урванцева Мария)

Лекция 11 «Работа сновидения»

  1. Работа сновидения. Работа по толкованию. Их соотношение.
  2. Материал, с которым работает сновидение.
  3. Результаты работы сновидения.
  4. Сгущение: понимание, причины возникновения, влияние на элементы сновидения.
  5. Смещение: причины возникновения, проявления.
  6. Перевод мыслей в зрительные образы.
  7. Трудности в работе сновидения.
  8. Медицинское и психоаналитическое понимание сновидения.
  9. Инверсия в сновидениях.
  10. Перевод мыслей в образы. Вторичная переработка. Ограничения работы сновидения.

Лекция 12 «Примеры анализа сновидений»

  1. Раскрытие задачи толкования сновидений через пример сновидения о курении по субботам.
  2. Значение получения сведений по поводу сновидения от сновидца на примере сновидения одного молодого врача из Мюнхена.
  3. Особенности сновидений после утраты близкого человека на примере сновидения про зуб.
  4. «Ничего не значащая чепуха» на примере триединого сновидения.
  5. Выражение в сновидении сексуальных желаний на примерах сновидения об офицере в красной фуражке, сновидения жены постового, сновидения про шахту.
  6. Присутствие в сновидении собственного «я» на примере сновидений иностранца.
  7. Символика смерти в сновидении.
  8. Толкование сновидения про железную дорогу.

 

 

Семинар 10.11.18 

1 подгруппа

Лекция 1  (Загидулина Евгения Альбертовна)

  • Сложности изучения психоанализа.
  • Особенности психоанализа.
  • Почему психоанализ не дает гарантии в успехе лечения?
  • Почему З.Фрейд не советует изучать психоанализ?
  • Первое и второе утверждение психоанализа.
  • Значение сублимации.

Лекция 2.

  • Ошибочные действия как явления: виды, сходство и различия.
  • Примеры ошибочных действий.
  • Ошибочные действия как важный материал в психоанализе.
  • Условия возникновения ошибочных действий. Теория отвлечения внимания.
  • Что происходит при оговорке?
  • Смысл ошибочных действий.Лекции 3 и 4 (Березина Д.В.)Лекция 3. Ошибочные действия (продолжение)
    1. Смысл ошибочных действий. Проявление смысла в оговорках разного типа.
    2. Чем являются ошибочные действия
    3. Влияние физиологических факторов на оговорки
    4. Нарушенное и нарушающее намерения в оговорках
    5. Толкование ошибочных действий и спорные моменты (отрицание намерения и т.д.)
    6. Забывание, затеривание и запрятывание вещей и смысл этих ошибочных действий.
    7. Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия, как доказательство наличия смысла.

    Лекция 4. Ошибочные действия (окончание)

    1. Ошибочные действия как психический процесс
    2. Случайные действия.
    3. Нарушающее намерение, происхождение
    4. Виды нарушающих намерений. Механизм возникновения оговорки
    5. Описка, очитка, их различия

    6.  Забывание, затеривание, действие по ошибке как бегство от неудовольствия

    Лекции 5 и 6 (Валияхметова А.Ш.)

    5 лекция

    1. Смысл сновидений в психоаналитических исследованиях.
    2. Какое значение сновидениям придавало общество в разные периоды времени.
    3. Что такое сновидение? Что такое сон?
    4. Сновидения, как реакции на мешающее сну раздражение.
    5. Внешние и внутренние раздражители.
    6. Общие качества сновидений.
    7. Что такое «сны наяву».

    6 лекция :

    1. Первое предположение З. Фрейда о сновидении.
    2. Второе предположение З. Фрейда о сновидении.
    3. В чем сходство и различие между сном и гипнозом?
    4. Третье предположение З. Фрейда о сновидении: использование техники толкования сновидений.
    5. Использование техники сновидений: свободные ассоциации. Примеры.
    6. Забывание имен собственных. Примеры.2 подгруппа
      Лекция 1 и 2 (Темлякова Жанна)

      1. Разность подходов к пациенту невротику при лечении психоанализом и обычным представлением, в других областях медицины.

       

      1. Затруднения, мешающие ознакомиться с психоанализом. Трудности преподавания и обучения психоанализу
      • В сравнении с преподаванием медицинских дисциплин
      • В сравнении с исторической лекцией
      1. Как вы понимаете выражение Фрейда «определенный путь изучения психоанализа».
      2. Ваше отношение к тезису Фрейда, что медицинская специальность является причиной, мешающей овладеть психоанализом.
      3. Препятствие, затрудняющее понимание психоанализа. Два основных положения.
      • Первое утверждение психоанализа.
      • Второе положение психоанализа.
      1. Связь возникновение культуры и культурного строительства общества и сублимации.
      2. Почему люди считают все неприятное заблуждением и отрицают истинность психоаналитических положений

      Лекция 2.

      1. Какие явления называются ошибочными действиями, ряды явлений, что лежит в основе явлений, суть?
      2. Согласны ли вы и почему с тезисом Фрейда: «Самые незначительные, скромные проявления… служат материалом, над которым работает психоанализ».
      3. Что думает о происхождении ошибочных действий человек, не знакомый с психоанализом?
      4. Какие особенности ошибочных действий нельзя объяснить исходя из психофизиологической теории или теории внимания?
      5. Разновидности обмолвок. Условия, при которых происходят обмолвки. Влияния, благодаря которым получается то или иное впечатление об обмолвке.
      6. Смысл ошибочных действий
      7. Для чего драматург может использовать оговорки или другие ошибочные действия как средство художественного изображения? Приведите примеры из классической литературы, на которые ссылается Фрейд.Лекции 3 и 4 (Рыжков А.Ю.)

        1. Смысл психических процессов и их искажений. Примеры (Искажение имен, оговорки с комическим содержанием, абсурдным эффектом и др.)
        2. Чем по Фрейду являются ошибочные действия ?
        3. Как Фрейд рассматривает факторы усталости и другие физиологические процессы?
        4. Что Фрейд подразумевал под нарушенными и нарушающими намерениями?
        5. Три варианта отношений говорящего к искажающему намерению.
        6. Какую технику предлагает Фрейд для исследования оговорок? Зачем он предлагает искать «косвенные улики»?
        7. Забывание намерений с точки зрения Фрейда, примеры , объяснения.
        8. Затеривание и запрятывание , объяснение намерений.
        9. Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия (объяснение, подтверждение будущим.

        Лекция 4

        1. симптоматические действия. Отличия от ошибочных действий.
        2. Взаимоотношения нарушенного и нарушающего намерений. Три группы нарушающих намерений.
        3. Условия и механизм возникновения оговорки.
        4. Что Фрейд понимал под компромиссом в ошибочных действиях? Что имел ввиду под «динамическим» психических процессов?
        5. Описки как ошибочные действия. Примеры.
        6. Очитки как ошибочные действия. Примеры. Как Фрейд предлагал искать нарушающие тенденции?
        7. Забывание намерений. Факторы их обуславливающие. Примеры.
        8. Забывание имен. Примеры, причины.
        9. Забывание впечатлений и переживаний, затеривание и запрятывание.
        10. «действия по ошибке».
          Лекции 5 и 6 (Счастливцева Е.)
          Лекция 5: «Трудности и первые попытки понимания»

          1. Что такое сновидение? В чем «ненаучность» изучения сновидений?
          2. В чем наука видит смысл сновидений?
          3. Что такое сон? Отличие от сновидения.
          4. Сновидения, как реакции на мешающее сну раздражение.
          5. Общие черты сновидений, отмеченные Фрейдом.
          6. Опыты экспериментальной психологии. Примеры сновидений.
          7. Органические  раздражения, влияющие на образование сновидений. Примеры сновидений.
          8. Попытка объяснения смысла сновидения с помощью их различий. Пример связных сновидений.
          9. Что такое сны наяву? Когда появляются. Мотивации снов наяву.

          Лекция 6: «Предположения и техника толкования».

          1. В чем заключается первое предположение Фрейда о сновидении?
          2. В чем заключается второе предположение Фрейда? В какой области науки было доказано, что у человека есть такое знание, о котором ему ничего не известно?
          3. В чем сходство межу гипнотическим и обычным сном?
          4. Третье предположение Фрейда, как первый прием в технике толкования сновидений.
          5. Важность первой мысли, пришедшей в голову при толковании сновидения. Работа со свободными ассоциациями.
          6. Пример анализа имени при лечении молодого человека, обусловленности внезапно всплывающей мелодии — как доказательства того, что первая ассоциация не случайна.
          7. Что такое «комплекс». О какой «второй зависимости» здесь говорит З.Фрейд?
          8. Суть ассоциативного эксперимента школы Вундта. В чем его отличие от анализа сновидений.9. Примеры анализов забывания имен как аналогия толкованию сновидений.