Семинар 15.12.18
1 подгруппа
Лекции 31-32 (Березина Д.В.)

Вопросы к 31 лекции «Разделение психической личности»

  1. Собственное Я как предмет исследования. Я – объект или субъект.
  2. Сверх-Я как отдельная инстанция Я.  Меланхолия.
  3. Формирование Сверх-Я. Идентификация, выбор объекта, Эдипов комплекс.
  4. Патология: комплекс неполноценности у невротиков.
  5.  Сверх-Я ребёнка и родительское Сверх-Я.
  6. Сопротивление и бессознательное
  7. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
  8.  Я, Сверх-Я, Оно.

Лекция 32 «Тревога и жизнь влечений»

 

  1. Классификация страха: токсический, невротический, фобии. Способы образования страха (повторение 25 лекции)
  2. Новая ориентация в проблеме страха, связанная со структурной моделью Я, Оно, Сверх-Я
  3. Процесс вытеснения под влиянием страха
  4. Что происходит при вытеснении в Я, Оно, Сверх-Я
  5. Теория влечений: определение влечения, его свойства
  6. Фазы организации либидо
  7. Эротические и агрессивные влечения. Садизм и мазохизм, влечение к жизни и влечение к смерти
  8. Сопротивление пациента при аналитическом лечении, роль Сверх-Я в «бессознательном чувстве вины

Лекции 33-34 (Комарницкая)
Лекция 33 Женственность
1. Взгляд на мужское и женское с точки зрения анатомии.
2. Объяснение различия мужского и женского с точки зрения психологи.
3. Взгляд на мужское и женское с точки зрения психоанализа.
4. Ранние фазы развития либидо у мальчиков и девочек. Сходства и различия.
5. Развитие кастрационного комплекса у мальчиков и девочек. Сходства и различия.
6. Какие направления развития откраивает перед девочкой обнаружение кастрации.
7. Развитие и разрешение Эдипова комплекса у мальчиков и девочек. Сходства и различия.
8. Психические особенности зрелой женственности.

Лекция 34 Объяснения, приложения, ориентации.
1. Отношение к психоанализу в обществе.
2. Как Фрейд рекомендует вести себя в обществе человеку, дружески настроенному к психоанализу.
3.Отношение Фрейда к индивидуальной психологии Адлера. Рассказ о случае в работе курортного врача.
4. Как Фрейд объясняет причины ответвления разных школ от психоанализа.
5. Приложения психоанализа
6. Использование психоанализа в педагогике. Цели, сложности детского психоаналитического воспитания.
7. Психоанализ как терапия: ограничения, статистика, диагностика, прогноз

Лекция 35 (Гринберг Н.А.)

Лекция 35 «Мировоззрение»

  1. Понятие мировоззрения. Психоаналитическая концепция как часть научного мировоззрения.
  2. Другие виды мировоззрения. Их противопоставления и взаимосвязи с научным мировоззрением.
  3. Религия как основная сила в борьбе с научным мировоззрением. Три функции религии. Генетический анализ религии.
  4. Анимизм как предшественник религиозного мировоззрения.
  5. «Борьба научного образа мышления против религиозного мировоззрения».
  6. Возражения со стороны религии. Опровержение возражений.
  7. Другие виды мировоззрений, противоречащие научному мировоззрению. Философия , анархизм.
  8. Марксизм как серьезный противник в споре с научным мировоззрением. Взгляд З.Фрейда на явление русского большевизма.
  9. Выводы об отношении психоанализа к мировоззрению

2 подгруппа
Лекции 31-32 (Рыжов А.Ю.)

Вопросы к лекции № 31

  1. Что предполагал Фрейд о возможности исследования «Я»?
  2. «Наблюдающая структура» с точки зрения переживаний больного.
  3. Совесть. Функции новой инстанции. Сверх-Я.
  4. Меланхолия. Требования «сверх-Я» при меланхолии. Циркулярный психоз.
  5. Формирование совести. Идентификация.Сверх-Я и Эдипов комплекс.
  6. «Я-идеал», комплекс неполноценности.
  7. Сопротивление. Вытеснение.
  8. Бессознательное, описание, два вида бессознательного.
  9. Описание «ОНО», взаимоотношения «Я» и «ОНО».Система сознательного.
  10. Структурные соотношения психической личности.

Вопросы к лекции № 32

  1. Как Фрейд формулирует понятие «страх», готовность к страху, исходы реакций реального страха, невротический страх, отличия друг от друга. Первоначальные объяснения возникновения страха. Переход от внутренней опасности к внешней.
  2. Страх, механизм вытеснения на примере Эдипова комплекса. Внутренняя и внешняя опасность. Страх кастрации у мужчин и комплекс кастрации уженщин.
  3. Возраст и определенные условия возникновения страха. Трансформация ситуаций опасности во взрослой жизни.
  4. Механизм вытеснения. Судьба энергий при вытеснении.
  5. Влияние и взаимоотношения «Я» и ОНО».
  6. Как Фрейд объясняет появление боязни?
  7. Теория влечений. Биологический аспект, группы влечений, примеры. Отличие от раздражения.
  8. Источник, объект и цель влечений. Сублимация. Задерживание влечений на пути к цели, результат.
  9. Новый взгляд на фазы сексуального развития. Анальная и уретральная эротика. Формирование характера.
  10. Сексуальные и агрессивные влечения. Садизм и мазохизм.
  11. Влечения и навязчивые повторения.
  12. Сопротивление и потребность в наказании.

Лекции 33-34 (  )

Лекция 35 (Счастливцева Е.)

Лекция 35: «О мировоззрении»

  1. Что такое мировоззрение? Каким бывает мировоззрение? Характеристики мировоззрения?
  2. Наука и «противоположные силы» по Фрейду.
  3. Что такое религия? Три функции религии.
  4. Сравнение науки и религии.
  5. Монотеизм – что это такое? «Родительская инстанция». Что такое религия в понимании Фрейда?
  6. Эволюция религиозных представлений.
  7. Отношение психоанализа к религии.
  8. Разные подходы к изучению мировоззрения (философский, политическо-анархистский, экономический, психологический).

Семинар 08.12.18
1 подгруппа

Лекции 25-26 (Кашников )
Лекция 25

  1. Страх реальный и невротический, описание по Фрейду.
  2. Страх, КАК АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ, своимисловами, по мере понимания (на данный момент обучения).

 Что такое АФФЕКТ, и его повторение (РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ), своими словами.

  1. Преимущества готовности к ситуации страха, перед развитием страха и перехода его в состояние аффекта.

 Виды невротического страха: «Страх ожидания», «Фобии», «Спонтанные приступы».

  1. Взаимосвязь «либидозного возбуждения» и его утраты и невроза страха.
  2. Что на Ваш взгляд, находится в центре внимания, при изучении проблемы невроза (состояния «Я» больного и причины его деформации). Своими словами.
  3. Почему ребенок, а в последствии подросток боится ИНТЕНСИВНОСТИ своего ЛИБИДО. И почему, в последствии, в условиях реального страха, этот компонент тоже присутствует.

Лекция 26

  1. Либидо, что это? Опишите как понимаете, своими словами
  2. Нарциссизм.

Лекции 27-28 (Пантюкова  Д.)

Лекция 27. ПЕРЕНЕСЕНИЕ

  1. Что подлежит терапевтическому воздействию?
  2. Как разрешается конфликт между либидозными побуждениями и сексуальным вытеснением в психоаналитической терапии?
  3. Механизм преобразования патогенного конфликта невротика в нормальный.
  4. Является ли психоаналитическая терапия каузальной?
  5. Опишите этапы преобразования бессознательного в сознательное.
  6. Раскройте смысл перенесения.
  7. Как проявляется сублимирование перенесения?
  8. Перенесение у пациентов-мужчин и пациентов-женщин, сходства и различия.
  9. Когда следует обратить внимание на перенесение и признать его? И почему?
  10. Неврозы перенесения.
  11. Почему нарциссы не поддаются психоаналитическому лечению?

Лекция 28. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.

  1. Отличие психоаналитической терапии от гипнотической терапии.
  2. Механизм выздоровления с точки зрения теории либидо.
  3. Фазы терапевтической работы.
  4. Сновидение с точки зрения теории либидо.
  5. Различия между психическим здоровьем и неврозом.
  6. Ограничения психоаналитической техники.
  7. Факторы, влияющие на результаты психоаналитического лечения.
  8. Отношение З. Фрейда к предубеждениям против аналитической терапии.

Лекции 29-30 (Подгорнова)

ЛЕКЦИЯ 29
1. Расскажите, что уже знаете о сновидениях.
2. Новые понятия (текст сновидения, две части работы со сновидением).
3. Техника толкования сновидения
— явное сновидение,
— фрагменты сновидения,
— ассоциации к сновидению,
— скрытые мысли сновидения,
— символы как вариант выражения значений сновидения.
4. Работа сопротивления: против чего? (Конфликт, компромисс)
5. Жизнь сновидения. Обстоятельства развития психоза.
6. В чем заключается задача толкования сновидений? (Вспомнить работу сновидений)
7. Как воспринимаются мысли сновидений сновидцем? Сознательные, бессознательные фрагменты. Смысл сновидения.
8. Порядок возникновения сновидения.
9. Изменения и новые взгляды касаемо сновидений.

ЛЕКЦИЯ 30
1. Сновидение и оккультизм — почему Фрейд сравнивает эти понятия?
2. Телепатический феномен и телепатический сон. Анализ сновидения про близнецов. Значение психоанализа.
3. Феномен индукции. Примеры.
4. Пример с доктором Форсайтом. Ассоциативные связи.
5. Что общего у оккультизма и психоанализа?


2 подгруппа
Лекции 25-26 (Счастливцева)

Лекция 25: «Страх»

  1. Важность проблемы страха в психологии неврозов.
  2. Реальный страх, понятие аффекта страха.
  3. Невротический страх, его формы.
  4. Фобии, их группы.
  5. Возникновение страха у детей. Выводы из наблюдений за детьми.
  6. Какие два заключения делает Фрейд в лекции касательно развития страха.

Лекция 26: «Теория либидо и нарциссизм».

  1. Инстинкты Я и сексуальные влечения.
  2. Понятие нарциссизм.
  3. Отношение Я-
  4. либидо и Объект -либидо.
  5. Нарциссизм, Эгоизм и Альтруизм.
  6. Бред преследования.
  7. Типы выбора объекта любви.
  8. Нарциссическая идентификация и понятие амбивалентности.
  9. Выводы, которые делает Фрейд, благодаря анализу нарциссических нарушений.

Лекции 27-28 (Урванцева)

Лекция 27 «Перенесение»

  1. Конфликт между либидозными побуждениями и сексуальным вытеснением. Патогенный конфликт невротиков и нормальная борьба душевных движений.
  2. Как превратить патогенный конфликт в нормальный?
  3. Что необходимо сделать, чтобы заменить у пациента бессознательное сознательным? Как происходит работа с вытеснением пациента?
  4. Формы проявления переноса. Перенос чувств на личность врача.
  5. Явление переноса с пациентами-мужчинами.
  6. Явление негативного переноса.
  7. Как преодолевается перенос в психоаналитической терапии?
  8. Как отношение к врачу влияет на решения пациента?
  9. Почему, по мнению З. Фрейда, нарциссы не поддаются психоаналитическому лечению?

Лекция 28 «Аналитическая терапия»

  1. Отличие аналитической терапии от лечения гипнозом.
  2. Механизм выздоровления с точки зрения теории либидо.
  3. Две фазы терапевтической работы.
  4. Как сновидения невротиков помогают угадать смысл симптомов?
  5. Различия между психическим здоровьем и неврозом.
  6. Ограничения психоаналитической техники. Какие психические заболевания не поддаются лечению?
  7. Работа с внешними сопротивлениями.
  8. Почему в психоанализе невозможно составить статистику успехов?

Лекция 29-30 ()

Лекция 30: СНОВИДЕНИЯ И ОККУЛЬТИЗМ

  • Что подразумевается под названиями мистика и оккультизм? Почему трудно принять решение о научном изучении оккультизма?
  • В чем заключаются интеллектуальные трудности изучения оккультизма? Следует ли с порога отвергать мармеладные гипотезы? Всегда ли целесообразны и оправданны предубеждения в науке?
  • В чем заключаются психологические трудности изучения оккультизма? Как Фрейд объясняет общую склонность людей к легковерию и вере в чудеса?
  • В чем заключаются историческое соображение при изучении оккультизма? Почему при этом приходится преодолевать антипатию?
  • Какие обстоятельства чрезвычайно неблагоприятны для наблюдения оккультных феноменов?
  • Какую тему выбирает Фрейд для того, чтобы приблизиться к реальному ядру оккультизма? Что такое телепатия?
  • Какова связь между сновидением и телепатией? Какой пример приводит Фрейд? В чем объективная истина телепатического факта?
  • На какие еще оккультные факты прольет свет применение психоанализа? Какие случаи с предсказателями приводит Фрейд?
  • Как Фрейд отвечает на вопрос – можно ли верить в объективную реальность оккультных фактов? Какой пример с передачей мыслей на расстоянии он приводит?
  • В чем суть телепатического процесса по Фрейду? Что лежит между психическими актами? В чем заключался первоначальный, архаический путь коммуникации между отдельными существами? Что таит в себе актуализация этого архаичного средства коммуникации?



Семинар 01.12.18
1 подгруппа

Лекции 19-20 (Валияхметова А.Ш.)
Вопросы к семинару по лекции 19 З. Фрейда «Сопротивление и вытеснение».

  1. Основное техническое правило психоаналитической терапии.
  2. Достижение анализа в преодолении сопротивлений.
  3. Почему З. Фрейд отказывается от гипноза?
  4. Сопротивление устранению симптомов.
  5. Вытеснение как предпосылка образования симптомов.
  6. Системное представление сознательного, бессознательного, предсознательного как устройство душевного аппарата.
  7. Цензура как страж междусознательным и предсознательным.
  8. Симптомы как заместители сексуального удовлетворения.

Вопросы по лекции 20 З. Фрейда  «Сексуальная жизнь человека».

  1. Содержание понятия сексуального.
  2. Классификация индивидов, сексуальная жизнь которых отличается от обычного среднего представления.
  3. Невротические симптомы и сексуальное удовлетворение.
  4. Происхождение инфантильной сексуальности.
  5. Понятие либидо.
  6. Сексуальная жизнь ребенка.
  7. Факты инфантильной сексуальности.

Лекции 21-22 (Гринберг)

Лекция 21.           

«Развитие либидо и сексуальная организация»

  1. Феномены сексуальной жизни, вызывающие  протест.  Параллель между психическим и сексуальным.
  2. Двойственное отношение к сексуальным извращениям, мешающее их изучению.
  3. Варианты сексуальных извращений, сущность.
  4. Сексуальность нормальная, инфантильная, извращенная – сходства и отличия.
  5. Доказательства Фрейда о наличии сексуального у детей.
  6. Фазы сексуального развития детей .  Функции либидо.
  7. Душевная сторона сексуальных стремлений. Эдипов комплекс как источник вины.
  8. Эдип: Амбивалентные эмоциональные установки у девочек и мальчиков. Разрастание Эдипова комплекса в семейный. Эдип как источник  религии и нравственности.
  9. Явление «Фантазирование назад»
  10. Эдипов комплекс как причина неврозов. Пути его разрешения.
  11. Явление «Эдипов комплекс» в литературе.
  12. Истоки «злобных чувств» в сновидениях взрослых.

 

Лекция 22

«Представление о развитии и регрессии. Этиология»

  1. Опасности в развитии функции либидо для возникновения неврозов. Примеры (аналоги) процессов задержки и регрессии в других областях. Фиксация влечений и регрессия функции либидо.
  2. 2 вида регрессии. Различия между вытеснением и регрессией.
  3. Регрессия и вытеснение при истерии и неврозе навязчивых состояний.
  4. Этиология неврозов. 3 фактора этиологии неврозов. Пути, позволяющие вынести лишение либидозного удовлетворения, не заболев от него. Понятие сублимации.
  5. Являются ли неврозы экзогенными или эндогенными заболеваниями? Пример мужчины-фетишиста.
  6. Психический конфликт, особые условия патогенного конфликта. Другое выражение значения психического конфликта. Разделение сексуальных влечений и влечений Я, их влияние друг на друга.
  7. Пример «В подвале и на первом этаже».
  8. Оценка развития Я и либидо. Филогенетическое происхождение развития влечений. Отношение влечений к реальности.
  9. Экономические рассуждения Фрейда. Цели и принципы работы душевного аппарата. Успех в развитии Я.

Лекции 23-24 (Евстифеева)

Лекция  23. «Пути образования симптомов»

  1. Что представляет собой психический симптом, следствием чего является, чем поддерживается?
  2. Как, в случае возражения со стороны «Я», либидо удается добиться удовлетворения?
  3. Области фиксации либидо взрослого и две части предрасположенностей конституционного фактора.
  4. Детские неврозы и их значение в лечении взрослого.
  5. Причины, по которым симптом, как средство либидозного удовлетворения, кажется странным.
  6. Значимость инфантильных переживаний, формирующих психическую реальность. Доисторические фантазии.
  7. Принципы функционирования психики при возникновении грез. Экономическая составляющая душевных процессов.
  8. Цель душевной деятельности человека с точки зрения З. Фрейда.
  9. О обратном пути: от фантазий к реальности.

Лекция 24. «Обычная нервозность»

  1. Роль «Я» в возникновении неврозов.
  2. Выгода от болезни. Вторичная выгода. Примеры.
  3. Сексуальная жизнь и невроз.
  4. Различие между актуальным неврозом и психоневрозом.
  5. Связь между актуальным неврозом и психоневрозом.


2 подгруппа
Лекции 19-20 (Старцева)

Лекция 19  Сопротивление и вытеснение

1 Сопротивление  как феномен психоаналитической терапии

  1. «Технические» проявления сопротивления
  2. Интеллектуальные сопротивления
  3. Сопротивление посредством переноса и сложных жизненных ситуаций
  4. Зависимость силы сопротивления от аффектов, путь образования симптома
  5. Понятие вытеснения
  6. Структура душевных процессов
  7. Роль цензуры в душевном аппарате
  8. Симптом как заместитель сексуального удовлетворения

Лекция 20 Сексуальная жизнь человека

  1. Понятие «сексуальное» с  точки зрения  З.Фрейда
  2. Виды сексуальных объектов
  3. Невротические симптомы и сексуальное удовлетворение. Особенности при различных неврозах.
  4. Сексуальная жизнь детей и роль в ней воспитания
  5. Понятие либидо
  6. Инфантильная сексуальность, проявления в разные периоды жизни ребенка
  7. Исследования детской сексуальности

Лекции 21-22 (Тетюцких Д)

Лекция 21 «Развитие либидо и сексуальная организация»

  1. Отношение «сексуального» «генитального» и «относящееся к продолжению рода». Значение извращений для изучения сексуальности
  2. Сексуальность нормальная, извращенная, инфантильная – соотношение их.
  3. Фазы развития сексуальной жизни ребенка, периодизация, возраст.
  4. Прегенитальная организация. Садистские и анальные влечения.
  5. Оральная фаза сексуальной жизни: объект влечения. Понятие об ауэтоэротическом характере орального влечения. Логика развития сексуального влечения.
  6. Понятие Эдипового комплекса. Расширение Эдипового комплекса до семейного: отношения братьев и сестер.
  7. Значение Эдипового комплекса для неврозов.
  8. Источники появления извращенных, инцестуозных и злобных чувств к родным и близким в сновидениях.

Лекция 22 «Представление о развитии и регрессии. Этиология»

  1. Значение развития либидо для возникновения неврозов, понятие задержки (фиксации) и регрессии либидо
  2. Разница между регрессией и вытеснением
  3. Разница в причинах возникновения невроза навязчивых состояний и истерии
  4. «Вынужденный отказ» как условие возникновения невроза
  5. Понятие сублимации
  6. Фиксация либидо – внутренний фактор возникновения невроза. Два вида факторов возникновения неврозов.
  7. Понятие конфликта желаний, как причины невроза. Конфликт Я и сексуальности.
  8. Склонность к конфликтам – как фактор возникновения неврозов
  9. Экономическая теория Фрейда. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности.

Лекции 23-24 (Темлякова Ж)

Глава 23. Пути образования симптомов.

По каждому вопросу – трактовка, представленная в работе, самим Фрейдом и обязательно — ваше мнение по данному вопросу, суждение, комментарии за и против. То, на что вы опираетесь, рассуждая на эту тему.

  1. В чем Фрейд видит вред психических симптомов. Как считаете вы?
  2. Почему невротический симптом устойчив?
  3. В чем отличи в удовлетворении либидо при извращении и при неврозе?
  4. В чем сходство и различия образования сновидений и образования симптомов?
  5. Где либидо находит те фиксации, в которых оно нуждается, чтобы преодолеть вытеснения? Какие значения имеют эти периоды жизни на примере схемы «Причина невроза».
  6. Какие соображения Фрейд предлагает принимать во внимание наряду с замечанием, что замещение либидо на детских переживаниях в большей мере усиливается благодаря регрессии либидо?
  7. Отношение Фрейда к задаче педагогики, сформулированной как предупреждение невротических заболеваний путем своевременного вмешательства в сексуальное развитие ребенка.
  8. Поясните как Фрейд объясняет свою фразу: «Симптомы создают замену невозможного удовлетворения путем регрессии либидо к прежним временам, с чем неразрывно связано его возвращение к прежним ступеням развития выбора объекта или сексуальной организации».
  9. Что значит: «… с помощью анализа мы исходя из симптомов знакомимся с детскими переживаниями, на которых либидо фиксировано и из которых создаются симптомы. И вот поразительно, что эти сцены детства не всегда верны».
  10. Что Фрейд называет единственно правильным отношением к душевным продуктам? Что значит для вас понимание, что вире неврозов решающей силой является психическая реальность?
  11. Какие события, всегда повторяющиеся в юношеских переживаниях невротиков, приобретают особенно важное значение?
  12. Происхождение фантазии?
  13. Грезы – что это? И как они связаны с ночными сновидениями?
  14. Значение фантазии для образования симптомов? Является ли человек, у которого имеется интроверсия, невротиком?
  15. Суть динамическое понимание душевных процессов и экономической точки зрения. И почему надо принимать во внимание экономическую точку зрения?
  16. Что по мнению Фрейда является обратным путем от фантазии к реальности? Какими возможностями получать удовольствие от источника фантазии обладает художник?

 

Глава 24. Повседневные формы нервозности.

  1. Как вы поняли, почему Фрейд «вместо того, чтобы действительно познакомить вас с общими научными положениями, развертывал перед вашим взором нечто такое, что все больше казалось неуловимым»? Почему не начал описание неврозов с поведения нервнобольных, с описания как они страдают от своих неврозов, как борются с ними и приспосабливаются к ним?
  2. Отношения «я» к его неврозу при травматическом неврозе.
  3. Что такое «выгода от болезни», которое получает «я» благодаря разрешению в невроз. И перспективы терапии в связи с этим.
  4. Преимущества и неприятности, связанные я неврозом для «я».
  5. Согласны ли вы с формулировкой Фрейда и почему: «… при нормальной сексуальной жизни не бывает невроза – я имею в виду актуального невроза».
  6. В чем различие и связь между симптомами актуальных неврозов и психоневрозов.
  7. Какие формы актуальных неврозов выделили Фрейд. Почему настаивает на разделении их на отдельные клинические единицы?

 

Семинар 24.11.18
1 подгруппа
Лекции 13-14 (Пантюкова Дарья Валерьевна)

Лекция 13 «Архаические черты и инфантилизм сновидений»

  1. Работа сновидения. Архаический (регрессивный) способ выражения работы сновидения.
  2. Доисторическое время: индивидуальное и филогенетическое.
  3. Амнезия детства.Покрывающие воспоминания.
  4. Сон как возможность доступа к скрытым инфантильным переживаниям.
  5. Злобные желания как побудители сновидений. Происхождение злобных желаний.
  6. Желания устранения и их истоки.
  7. Установка ребенка по отношению к братьям и сестрам.
  8. Установка по отношению к родителям. Эдипов комплекс.Комплекс кастрации как фактор формирования скрытой враждебности к родителям.
  9. Развитие детской сексуальной жизни.
  10. Инфантилизм сновидений. Стыд за злые проявления в сновидениях.
  11. Остатки дневных впечатлений и их роль в формировании сновидений.

Лекция 14 «Исполнение желаний»

  1. Искаженные сновидения. Желания искаженных сновидений.
  2. Три вида осложнений при работе сновидений. Неполное исполнение желания.
  3. Второе осложнение. Противоположные чувства при исполнении желаний. Сказка о бедной супружеской паре.
  4. Страшные сновидение. Неприкрытое исполнение желания. Страх вместо цензуры.
  5. Когда случается так, что желание сновидения оказывается в состоянии преодолеть цензуру?
  6. Третье осложнение.Наказание в сновидениях.
  7. Может ли сновидение выражать намерение, рассуждение, предостережение и т.п.?
  8. Сравнение ролей остатков дневных впечатлений и исполнения желания в образовании сновидения.

Лекции 15-16 (Подгорнова А.)

ЛЕКЦИЯ 15: СОМНЕНИЯ И КРИТИКА

  1. Первый ряд сомнений:

— неопределенности, сложности, многозначность;

— произвол толкователя, борьба с ним;

— метод толкования сновидений, предложенный Фрейдом.

  1. Чем сновидения похожи на древние языки?
  2. Второй ряд сомнений:

— искусственность толкования сновидений, смещение. Что такое «заместитель»?

— «остроумие сновидения». В чем сходство сновидения и остроты?

— сновидение девушки об умершем отце и сновидение Александра Македонского.

  1. В чем возражения психоаналитиков к толкованию сновидений?
  2. Приспосабливаются ли сновидения к теории врача?
  3. Заключительные мысли о теории сновидений, о ее связи с теорией неврозов.

ЛЕКЦИЯ 16: ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХИАТРИЯ

  1. Смена формата вещания. Причины отказа от дискуссии.
  2. Симптоматическое действие. Отличия от позиции психиатра.
  3. Описание случая женщины с бредом ревности:

— история пациентки и причина обращения;

— диагноз психиатра, подход к лечению;

— психоаналитический подход, уход пациентки;

— возникновение симптома, анализ причин.

4. Психиатрия и психоанализ, в чем отличие или сходство?

Лекции 17-18 (Березина Д.В.)

17 лекция

  1. Симптом
  2. Невроз навязчивых состояний
  3. Отношение психиатрии к проблемам невроза
  4. Анализ навязчивого симптома (2 примера):

Описание,

Толкование,

Вывод.

  1. Типичные и индивидуальные симптомы

18 лекция

  1. Следствия из анализа навязчивого симптома (на примерах из 17 лекции)
  2. Травматические неврозы
  3. Объяснение возникновения невротического заболевания. Бессознательные душевные процессы
  4. Смысл и образование симптома
  5. Путь к терапии, знание и незнание. Задача психоаналитического лечения

2 подгруппа
Лекции 13, 14 
(   )

Лекции 15, 16 (  )

Лекции 17, 18 (Рыжков А.Ю.)

Вопросы к лекции № 17

  1. В чем разница по Фрейду между психиатрическим взглядом на симптом и психоаналитическим?
  2. Почему для примера Фрейд выбирает невроз навязчивых состояний? Особенности переживаний у больного с неврозом навязчивых состояний. Как он с ними справляется?
  3. Что Фрейд считал главной характерной чертой невроза навязчивых состояний? Особенности характера больного с неврозом навязчивых состояний. Является ли данный невроз дегенерацией?
  4. Первый пример Фрейда с тридцатилетней дамой. Описание, рассуждения, смысл, намерение симптома. Значение идентификации и эмоций в данном клиническом случае.
  5. Второй пример Фрейда с девятнадцатилетней девушкой. Описание церемониала, объяснение, намерение, смысл церемониала, особенность техники анализа.
  6. Что Фрейд понимал под «типичными» симптомами болезни? Их особенность и сложность.

Вопросы к лекции № 18

  1. Два следствия из анализа случаев в 17 лекции. На что Фрейд обращает внимание.
  2. Травматические неврозы, особенности,сходство с другими неврозами. Фиксация.
  3. «экономическое» рассмотрение душевных процессов. Объяснение невротического заболевания.
  4. Значение фиксации в развитии невроза.
  5. Объяснение симптомов как существование «бессознательных душевных процессов»
  6. Связь между бессознательным и невротическим симптомом. Требование для образования симптома. Что необходимо для исчезновения симптома.
  7. В чем сложность лечения неврозов?
  8. Амнезии в воспоминаниях. Оправданы или нет их значения в формировании неврозов? Что имеет значение?
  9. Что Фрейд понимал под смыслом симптома, цель симптома
  10. Значение выдвижения на первый план Фрейдом «бессознательного»

 

Семинар 17.11.18 (лекции 7-11)

1 подгруппа

Лекции 7,8 (Гринберг Наталья Александровна)

ЛЕКЦИЯ 7 «Явное содержание сновидения и скрытые его  мысли»

  1. Полезные результаты изучения ошибочных действий для изучения сновидений.
  2. Бессознательное и сознательное в сновидении.
  3. Задача толкования сновидения. Восстановленное в памяти сновидение.
  4. Правила работы при толковании сновидения.
  5. Трудности при анализе сновидений. Искажения. Непреложное условие.
  6. Сопротивление как препятствие к пониманию сновидения. Величина сопротивления. Факторы, влияющие на величину сопротивления.
  7. Выбор сновидения для анализа. Причины выбора для толкования отдельных элементов, а не сновидения целиком. Важность деталей. Примеры толкования.
  8. Явное содержание сновидения. Скрытые мысли сновидения. Четыре вида отношений между ними.
  9. Толкование целого сновидения. Установление общего между отдельными элементами сновидения.Выводы из толкования сновидения.
  10. Наглядность применение техники толкования сновидения и правил толкования  на примере данного  целого сновидения.

ЛЕКЦИЯ 8  «Детские  сновидения»

  1. Свободные от искажений сновидения. Детские и инфантильные сновидения.
  2. Условия, необходимые для понимания детских и инфантильных сновидений. Необходимость применения анализа и техники толкования сновидений.
  3. Примеры детских сновидений.
  4. Детские сновидения как душевные акты
  5. Наличие искажений в детских сновидениях
  6. Функции сновидений
  7. Две главные характерные  черты сновидений. Особенность искажений в детских сновидениях.
  8. Нарушающие и нарушенные тенденции в сновидениях и в ошибочных действиях – общие черты.
  9. Отличие сновидений от «снов наяву».
  10. Страшные сновидения, сновидения с неприятным содержанием – их причины (опираясь на выводы З. Фрейда).
  11. Общие выводы о характерных чертах детских сновидений. Возможность применения выводов  при  толковании других сновидений.
  12. Виды  иных неискаженных сновидений, кроме детских.

Лекции 9,10 (Евстифеева И.Р.)

Лекция  9. «Цензура сновидения»

  1. Сновидения, их виды.
  2. Способы действия цензуры.
  3. Роль сопротивления в преобразовании сновидения.
  4. Отношения сновидца к тенденциям, существующим в цензуре.
  5. Против чего направлена цензура?
  6. Динамические факторы искажения сновидения.
  7. О противоположностях и противоречиях в душе.
  8. Толкование сновидений , как работа по обнаружению бессознательного.

Лекция 10. «Символика сновидений»

  1. Какая еще закономерность обнаруживается в процессе толкования искажения сновидений?
  2. Символы и символическое — в сновидении.
  3. Процесс сравнения между символизируемым понятием и символом.
  4. Что, чаще всего,  заменяется символом в сновидении?
  5. Сексуальные символы в сновидении.
  6. Каким образом мы обнаруживаем связь между символом и сексуальностью?
  7. Ценность психоанализа в отношении других наук.
  8. Предположения и выводы.

Лекция 11 (Кашников А.А.)

  1. Что подразумевает Фрейд под работой сновидения и толкованием сновидения.
  2. Работа сновидения:

— процесс сгущения, его описание.

— процесс смещения, его описание.

— процесс превращения мыслей в зрительные образы.

  1. Описание работы сновидения, от скрытых мыслей до чувственных образов зрительного характера.
  2. Описание работы толкования, от чувственных образов зрительного характера до скрытых мыслей (скрытого содержания сновидения).
  3. Что говорит З.Фрейд о вторичной обработке работы сновидения.
  4. Скрытые мысли (содержание сновидения) – акт душевной, бессознательной жизни человека. Что это, по Вашему мнению?


2 подгруппа
Лекции 7,8 (Тетюцких Д.)

Лекция 7 «Явное содержание сновидения и скрытые его мысли»

  1. Изменение в терминологии: введение термина «бессознательное». Необходимость и значение этого изменения.
  2. Задача толкования сновидения. Правила толкования. Стоит ли тщательно вспоминать сновидения?
  3. Трудности толкования сновидений (возражения)
  4. Термин «сопротивление». О чем свидетельствует данный феномен? Какие мысли являются важными для раскрытия бессознательного.
  5. Динамическое представление сопротивления. Значение этого представления.
  6. Явное и скрытое содержание сновидения. Связь между явным и скрытым содержанием сновидения в примерах.
  7. Основныевиды отношений между явным и скрытым содержанием сновидения.
  8. Попытка толкования целого сновидения. Что, по мнению Фрейда, мы узнали нового из этого сновидения.
  9. Отношение видевшей сон к толкованию сновидения.

Лекция 8 «Детские сновидения»

  1. Цель обращения Фрейда к детским сновидениям. К какому возрасту он относит сновидения, имеющие инфантильный характер. Особенности этих сновидений.
  2. В чем преимущество понимания инфантильных сновидений от взрослых?
  3. Инфантильные сновидения как полноценный душевный акт.
  4. Вывод о сущности и функциях сновидения.
  5. Две характерные черты сновидения. Что является возбудителем сновидения согласно Фрейду?
  6. Сравнение сновидения и ошибочного действия. Почему Фрейд называет сновидение компромиссом?
  7. С помощью чего Фрейд доказывает общность открытых характерных черт сновидения?
  8. Приведите примеры «неискаженных» взрослых сновидений из мировой культуры. Что такое «сновидение – нетерпение» и «удобное» сновидение?
  9. В чем отличие всех других сновидений взрослых от «инфантильных» и «неискаженных»?

Лекции 9, 10 (Старцева Татьяна Георгиевна)

Лекция 9. «Цензура сновидений»

  1. Предположение Фрейда об искажении сновидений и его обоснование на примере  сновидения «старой дамы».
  2. Понятие цензуры сновидения и способы ее действия .
  3. Как соотносятся между собой цензура сновидения и сопротивление?
  4. Какие тенденции осуществляют цензуру сновидения?
  5. Основная функция работы цензуры  в сновидении?
  6. Почему результаты толкования сновидения трудно принять?
  7. Влияние цензуры сновидений   на душевную жизнь человека.

Лекция 10 « Символика сновидений»

  1. Особенности «немых элементов» сновидений
  2. Символика сновидений.
  3. Возможности символического толкования сновидений.
  4. Сущность сравнения, и его особенности при толковании сновидений.
  5. Основные сферы жизни, где проявляется символизм в сновидениях.
  6. Мужские и женские сексуальные символы
  7. Символика человеческого тела, родителей и детей
  8. Символика рождения и смерти
  9. Выводы Фрейда о том, как работает символика сновидений
  10. Обоснование происхождения некоторых сексуальных символов.

Лекции 11,12 (Урванцева Мария)

Лекция 11 «Работа сновидения»

  1. Работа сновидения. Работа по толкованию. Их соотношение.
  2. Материал, с которым работает сновидение.
  3. Результаты работы сновидения.
  4. Сгущение: понимание, причины возникновения, влияние на элементы сновидения.
  5. Смещение: причины возникновения, проявления.
  6. Перевод мыслей в зрительные образы.
  7. Трудности в работе сновидения.
  8. Медицинское и психоаналитическое понимание сновидения.
  9. Инверсия в сновидениях.
  10. Перевод мыслей в образы. Вторичная переработка. Ограничения работы сновидения.

Лекция 12 «Примеры анализа сновидений»

  1. Раскрытие задачи толкования сновидений через пример сновидения о курении по субботам.
  2. Значение получения сведений по поводу сновидения от сновидца на примере сновидения одного молодого врача из Мюнхена.
  3. Особенности сновидений после утраты близкого человека на примере сновидения про зуб.
  4. «Ничего не значащая чепуха» на примере триединого сновидения.
  5. Выражение в сновидении сексуальных желаний на примерах сновидения об офицере в красной фуражке, сновидения жены постового, сновидения про шахту.
  6. Присутствие в сновидении собственного «я» на примере сновидений иностранца.
  7. Символика смерти в сновидении.
  8. Толкование сновидения про железную дорогу.

 

 

Семинар 10.11.18 

1 подгруппа

Лекция 1  (Загидулина Евгения Альбертовна)

  • Сложности изучения психоанализа.
  • Особенности психоанализа.
  • Почему психоанализ не дает гарантии в успехе лечения?
  • Почему З.Фрейд не советует изучать психоанализ?
  • Первое и второе утверждение психоанализа.
  • Значение сублимации.

Лекция 2.

  • Ошибочные действия как явления: виды, сходство и различия.
  • Примеры ошибочных действий.
  • Ошибочные действия как важный материал в психоанализе.
  • Условия возникновения ошибочных действий. Теория отвлечения внимания.
  • Что происходит при оговорке?
  • Смысл ошибочных действий.Лекции 3 и 4 (Березина Д.В.)Лекция 3. Ошибочные действия (продолжение)
    1. Смысл ошибочных действий. Проявление смысла в оговорках разного типа.
    2. Чем являются ошибочные действия
    3. Влияние физиологических факторов на оговорки
    4. Нарушенное и нарушающее намерения в оговорках
    5. Толкование ошибочных действий и спорные моменты (отрицание намерения и т.д.)
    6. Забывание, затеривание и запрятывание вещей и смысл этих ошибочных действий.
    7. Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия, как доказательство наличия смысла.

    Лекция 4. Ошибочные действия (окончание)

    1. Ошибочные действия как психический процесс
    2. Случайные действия.
    3. Нарушающее намерение, происхождение
    4. Виды нарушающих намерений. Механизм возникновения оговорки
    5. Описка, очитка, их различия

    6.  Забывание, затеривание, действие по ошибке как бегство от неудовольствия

    Лекции 5 и 6 (Валияхметова А.Ш.)

    5 лекция

    1. Смысл сновидений в психоаналитических исследованиях.
    2. Какое значение сновидениям придавало общество в разные периоды времени.
    3. Что такое сновидение? Что такое сон?
    4. Сновидения, как реакции на мешающее сну раздражение.
    5. Внешние и внутренние раздражители.
    6. Общие качества сновидений.
    7. Что такое «сны наяву».

    6 лекция :

    1. Первое предположение З. Фрейда о сновидении.
    2. Второе предположение З. Фрейда о сновидении.
    3. В чем сходство и различие между сном и гипнозом?
    4. Третье предположение З. Фрейда о сновидении: использование техники толкования сновидений.
    5. Использование техники сновидений: свободные ассоциации. Примеры.
    6. Забывание имен собственных. Примеры.2 подгруппа
      Лекция 1 и 2 (Темлякова Жанна)

      1. Разность подходов к пациенту невротику при лечении психоанализом и обычным представлением, в других областях медицины.

       

      1. Затруднения, мешающие ознакомиться с психоанализом. Трудности преподавания и обучения психоанализу
      • В сравнении с преподаванием медицинских дисциплин
      • В сравнении с исторической лекцией
      1. Как вы понимаете выражение Фрейда «определенный путь изучения психоанализа».
      2. Ваше отношение к тезису Фрейда, что медицинская специальность является причиной, мешающей овладеть психоанализом.
      3. Препятствие, затрудняющее понимание психоанализа. Два основных положения.
      • Первое утверждение психоанализа.
      • Второе положение психоанализа.
      1. Связь возникновение культуры и культурного строительства общества и сублимации.
      2. Почему люди считают все неприятное заблуждением и отрицают истинность психоаналитических положений

      Лекция 2.

      1. Какие явления называются ошибочными действиями, ряды явлений, что лежит в основе явлений, суть?
      2. Согласны ли вы и почему с тезисом Фрейда: «Самые незначительные, скромные проявления… служат материалом, над которым работает психоанализ».
      3. Что думает о происхождении ошибочных действий человек, не знакомый с психоанализом?
      4. Какие особенности ошибочных действий нельзя объяснить исходя из психофизиологической теории или теории внимания?
      5. Разновидности обмолвок. Условия, при которых происходят обмолвки. Влияния, благодаря которым получается то или иное впечатление об обмолвке.
      6. Смысл ошибочных действий
      7. Для чего драматург может использовать оговорки или другие ошибочные действия как средство художественного изображения? Приведите примеры из классической литературы, на которые ссылается Фрейд.Лекции 3 и 4 (Рыжков А.Ю.)

        1. Смысл психических процессов и их искажений. Примеры (Искажение имен, оговорки с комическим содержанием, абсурдным эффектом и др.)
        2. Чем по Фрейду являются ошибочные действия ?
        3. Как Фрейд рассматривает факторы усталости и другие физиологические процессы?
        4. Что Фрейд подразумевал под нарушенными и нарушающими намерениями?
        5. Три варианта отношений говорящего к искажающему намерению.
        6. Какую технику предлагает Фрейд для исследования оговорок? Зачем он предлагает искать «косвенные улики»?
        7. Забывание намерений с точки зрения Фрейда, примеры , объяснения.
        8. Затеривание и запрятывание , объяснение намерений.
        9. Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия (объяснение, подтверждение будущим.

        Лекция 4

        1. симптоматические действия. Отличия от ошибочных действий.
        2. Взаимоотношения нарушенного и нарушающего намерений. Три группы нарушающих намерений.
        3. Условия и механизм возникновения оговорки.
        4. Что Фрейд понимал под компромиссом в ошибочных действиях? Что имел ввиду под «динамическим» психических процессов?
        5. Описки как ошибочные действия. Примеры.
        6. Очитки как ошибочные действия. Примеры. Как Фрейд предлагал искать нарушающие тенденции?
        7. Забывание намерений. Факторы их обуславливающие. Примеры.
        8. Забывание имен. Примеры, причины.
        9. Забывание впечатлений и переживаний, затеривание и запрятывание.
        10. «действия по ошибке».
          Лекции 5 и 6 (Счастливцева Е.)
          Лекция 5: «Трудности и первые попытки понимания»

          1. Что такое сновидение? В чем «ненаучность» изучения сновидений?
          2. В чем наука видит смысл сновидений?
          3. Что такое сон? Отличие от сновидения.
          4. Сновидения, как реакции на мешающее сну раздражение.
          5. Общие черты сновидений, отмеченные Фрейдом.
          6. Опыты экспериментальной психологии. Примеры сновидений.
          7. Органические  раздражения, влияющие на образование сновидений. Примеры сновидений.
          8. Попытка объяснения смысла сновидения с помощью их различий. Пример связных сновидений.
          9. Что такое сны наяву? Когда появляются. Мотивации снов наяву.

          Лекция 6: «Предположения и техника толкования».

          1. В чем заключается первое предположение Фрейда о сновидении?
          2. В чем заключается второе предположение Фрейда? В какой области науки было доказано, что у человека есть такое знание, о котором ему ничего не известно?
          3. В чем сходство межу гипнотическим и обычным сном?
          4. Третье предположение Фрейда, как первый прием в технике толкования сновидений.
          5. Важность первой мысли, пришедшей в голову при толковании сновидения. Работа со свободными ассоциациями.
          6. Пример анализа имени при лечении молодого человека, обусловленности внезапно всплывающей мелодии — как доказательства того, что первая ассоциация не случайна.
          7. Что такое «комплекс». О какой «второй зависимости» здесь говорит З.Фрейд?
          8. Суть ассоциативного эксперимента школы Вундта. В чем его отличие от анализа сновидений.9. Примеры анализов забывания имен как аналогия толкованию сновидений.